метро.
его история и возможное
будущее


Краткая история метро


С чем ассоциируется у вас слово «Метро?». У меня это, прежде всего, скоростной электропоезд, подземный тоннель и большое количество народа. Ах да, еще цикл книг Глуховского про метро, но это уже другая история.

Конечно, о метро слышал почти каждый, но не всем довелось побывать хоть раз в так называемой «подземке».

Давайте окунемся в историю и вспомним или даже узнаем впервые, что такое метро и откуда оно взялось.

Первая линия метро была построена и сконструирована в Лондоне (Великобритания). Годом его открытия официально считается 10 января 1863 года. На тот момент длина старейшей в мире ветки составляла всего 6 км и насчитывала 7 станций, и, по сути, соединяла два железнодорожных вокзала в Лондоне. Располагалась она на 10-и метровой глубине (под деловым центром Сити).

Возникает вопрос: а для чего вообще понадобилось прокладывать тоннель под землей?

В то время путешествующие люди могли попасть уже в любую точку Англии, но вот до делового центра города добраться было сложно, по городу передвигались на экипажах и конках (конно-железных городских дорогах). Возникла необходимость добираться с одного вокзала на другой максимально быстро и удобно.

В 1843 году был открыт первый тоннель под Темзой под руководством Исамбарда Брюнеля. Это открытие доказало удобство и надежность подземной железной дороги. Позже Чарльзом Пирсоном, (лондонским адвокатом), в 1846 году было выдвинуто предложение проложить подземные линии, соединяющие главные железнодорожные вокзалы города.

Строительством занялась компания «Metropolitan Railways», что в переводе на русский язык означает «Столичные железные дороги». От этого названия произошло слово «метрополитен», которое употребляется и поныне во многих странах.

Поначалу метро было неглубоким, так как строили его открытым способом: рыли котлован, затем накрывали его перекрытиями.

Первые вагоны ездили на угле, но это было неэкологично, поэтому в 1890 году паровая тяга была заменена электрической.

"Первая линия метро была построена и сконструирована в Лондоне (Великобритания). Годом его открытия официально считается 10 января 1863 года"


1.Схема Лондонского метро 1889 г. 2.Схема современного метро в Лондоне. 3. Наземный способ строительства метро в Лондоне.


Позже линия метро был открыта в Нью-Йорке в 1868 году. Сначала оно существовало как наземный вид транспорта, однако первые участки на земле не сохранились и были заменены подземными.

Московский метрополитен начал строиться спустя почти 70 лет после английского, тем же открытым способом. Торжественное открытие состоялось 15 мая 1935 года.

Позже на территории Советского Союза метрополитены были открыты также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске (1991).

Краткий анализ схем и станций метрополитена. Метро на примере 3-х крупнейших городов мира.

Современное метро, конечно, перетерпело множество изменений, постепенно совершенствовалось. Мне бы хотелось на сегодняшний день выделить одни из самых крупных, на мой взгляд, станций метро в трех разных городах мира. Тем самым, провести сравнительный анализ схем метро и стилей станций.

Одно из первых – это, конечно, Нью-Йоркское метро. Надземная часть была построена в 1868 году, а подземная линия была открыта в 1904 году. Сейчас является самым крупным метро в мире, а по данным последних лет насчитывает 472 станции. Суммарная протяженность подземных линий метро составляет более 370 км, а общая – более 1300 км.
Как мы знаем, Нью-Йорк является крупнейшим городом в США (Соединенные Штаты Америки) и расположен на берегу Атлантического океана в Юго-Восточной части штата Нью-Йорк. Город включает в себя 5 административных округов: Бронкс, Бруклин, Куинс, Манхэттен и Статен-Айленд.

Метро соединяет между собой 4 первых округа. Последний имеет свою отдельную железнодорожную линию с похожими поездами. В просторечье метро называют здесь «subway», что в переводе означает «подземка», но при этом часть станций все же находится над землей, на ее уровне, либо на эстакадах.

Ветки метро точно так же различаются по цвету, как и в других городах мира: зеленая, красная, синяя и.т.д. Также поезда метро Нью-Йорка могут иметь как цифровое (1, 2, 3..), так и алфавитное (А, F, R..) обозначение, которое означает маршрут следования данного поезда. По каждой линии/ветке метро ездит несколько поездов, имеющих тот же цвет, что и ветка метро, а далее и соответствующее цифровое или буквенное обозначение. Поэтому местным жителем легко запомнить маршрут следования поездов.

Этот вид транспорта здесь считается самым популярным, удобным и безопасным, а еще и одним из самых дешевых.

Ниже представлена современная карта Нью-Йоркского метрополитена.

Если мы посмотрим на карту сверху, то, действительно, можем наблюдать, что ветки разделены разными цветами, длина каждой достаточно протяженная. Тем не менее, мы можем заметить, что добраться можно в любую часть города. По схеме мы определим, что наземная часть (40% от общей протяженности), по большей части проходит через водоемы (районы Бронкса и Бруклина), а большая часть подземных станций находится в районе Манхеттена, тем самым экономя драгоценное пространство, ведь там находится крупнейший парк в Нью-Йорке. Если перешерстить современные фото станций изнутри, то мы увидим, что они почти все «Серые» и однотипные, порой даже непримечательные. Это говорит о том, что для американцев метро – это не роскошь, а лишь средство передвижения в современном мире.

Схема современного метро в Нью-Йорке

- Метро проходит через 4 из 5 округов Нью-Йорка;

- Большая часть станций подземные;

- Поезда поделены цифровым и алфавитным обозначением;

- Каждая ветка метро имеет свой цвет;

- Это самый дешевый, безопасный и быстрый вид транспорта в городе;

- Работает круглосуточно.

"В просторечье его называют здесь «subway» что в переводе означает «подземка», но при этом часть станций все же находится над землей, на ее уровне, либо на эстакадах."

Современная станция метро
Нью-Йорка
Вторым я бы хотела рассмотреть современный метрополитен в Китае, а точнее в его столице – Пекине.

Это крупный политический, образовательный и культурный центр Китая, который также является одним из основных железнодорожных и авиаузлов страны.

Метро в Китае есть как в Пекине, так и в Шанхае (крупном экономическом центре страны), и еще более чем 30-и его городах, но, безусловно, первое метро в Китае появилось именно в столице. Действовать начало с 1969 года, с тех пор стремительно развивается и растет.

По последним сведениям, Пекинское метро является одним из самых протяженных подземок в мире, около 700 км, насчитывает около 400-а станций, а также, занимает одно из ведущих мест в мире по годовому пассажиропотоку. Как и в Нью-Йорке, это также один из основных видов транспорта в городе, являющийся самым дешевым, комфортным и безопасным при этом. Метро в Пекине значительно помогает избегать наземных пробок и быстро добраться до пункта назначения.

Посмотрим на карту метро в Пекине.
Схема современного метро в Пекине
Внешне карта метро напоминает московский метрополитен, о нем мы поговорим позже. Здесь так же можно наблюдать две основные замыкающие линии (номера 2,10) Логично предположить, что они являются кольцевыми, а значит можно пересесть на любую другую ветку и добраться в любой из районов города. Мы также видим, что все ветки метро обозначены разными цветами, и каждая из них имеет свою цифру. Это очень удобно, если ты турист, и тебе нужно запомнить маршрут. Станции преимущественно расположены под землей, но не глубоко, спуститься к ним можно по эскалаторам и лестницам.

Как оказалось из истории, в советское время станции оформляли подобно московским, поэтому мы можем наблюдать оформление в виде колонн и низких потолков, характерных для того времени. Позже начали появляться более современные станции. Толчком к этому стала Олимпиада 2008 года. Нынешние станции метро отличаются своей ухоженностью, аккуратностью и хорошим освещением.

"Как оказалось из истории, в советское время станции оформляли подобно московским, поэтому мы можем наблюдать оформление в виде колонн и низких потолков, характерных для того времени"

Станция метро в Пекине Советского времени

Современная станция Пекинского метро
- Одно из самых протяженных и крупных по пассажиропотоку в мире;

- Основной и один из самых дешевых видов транспорта в Пекине;

- Карта метро внешне похожа на Московскую;

- Имеет замкнутые линии (круговые);

- Часть станций, выполненная в Советское время, напоминает Московские станции метро;

- Деление по цвету веток и обозначение каждой ветки метро своим номером.

Ну и завершим мы наш анализ, конечно, нашим Московским метрополитеном.

Москва – столица нашей необъятной родины и является одним из самых крупных городов в Мире. Безусловно, здесь есть метро.

Станция Кировско-Фрунзенская (а сегодня Сокольническая) линия с 13 станциями открылась в 1935 году
Одна из первых карт метро 1954 года.
Первый поезд в метро
Хотя идея открыть подземную железную дорогу возникала еще раньше: в 1875-1930 гг. Толчком послужила пробка, возникшая 6 января 1931 года, когда встал весь наземный транспорт.

Строительство метро шло несколько десятилетий, и на данный момент мы имеем уже достаточно развитую схему современного метрополитена с большим количеством станций.

Столичный метрополитен– это первая подземка в нашей стране.

Сейчас насчитывается общее количество из более 270 станций метро (без учета Московского центрального кольца МЦК, московского центрального диаметра МЦД и т.д.), как наземных, так и подземных, протяженность составляет более 600 км. На данный момент московское метро является одним из самых крупных по пассажиропотоку в Европе.

Конечно, многие видели схему современного Московского метро и пользуются ей каждый день. Но мы все равно ее посмотрим поподробнее.

Современная схема Московского метрополитена
Действительно, с Пекинской картой есть нечто общее – это замкнутые линии и обозначение каждой ветки разным цветом. Это же мы наблюдали и у Нью-Йоркской карты метро.

Что же за кольцевые линии в данной карте? Одна из них являлась первой кольцевой линией во всех странах СССР. Это малая кольцевая линия коричневого цвета (под номером 5). Соединяет большинство линий Московского метро. Примечательно, что все станции данной линии являются памятниками архитектуры времен сталинского ампира.

Большая кольцевая линия (БКЛ) является одним из главных московских проектов 2021 года. На данный момент уже функционирует несколько станций. На сайте mos.ru можно посмотреть проектные решения планируемых станций и развитие дальнейшей судьбы Московского метро.

В целом, Московское метро является уникальным, сочетающим в себе современность и историю. 44 станции Московского метро являются объектами культурного наследия, поэтому оно считается одним из самых красивых в мире. Ни одна станция не повторяется дважды, поэтому, если вы приедете впервые в Москву, обязательно прокатитесь по старейшим станциям и оцените эту красоту.

Конечно, с каждым годом метро совершенствуют, открываются новые современные станции, появляются удобства, адаптированные под нынешнего человека: к примеру, бесплатный wi-fi, так как без интернета мы никуда в наше время.

Станция метро Проспект Мира

- Является одним из самых крупных по пассажиропотоку в Европе;

- Ветки метро выделены разными цветами (как и в предыдущих метрополитенах, рассмотренных выше);

- Кольцевая линия метро (коричневая ветка) являлась самой первой во всех странах СССР;

- В проекте заложено открытие новых станций БКЛ;

- Является уникальным, так как имеет более сорока станций метро, являющихся объектами культурного наследия.

"В целом, Московское метро является уникальным, сочетающим в себе современность и историю. 44 станции Московского метро являются объектами культурного наследия, поэтому оно считается одним из самых красивых в мире"

Конечно, если рассмотреть другие города и метро разных стран, можно провести аналогию с любым населенным пунктом, где есть метрополитен. Важно понимать, что схемы метро составлялись и меняются по сей день, исходя из истории, плана застройки города, возникающих потребностей людей, разгрузке наземных видов транспорта. Особенно, если учесть огромные заторы в городах с населением более миллиона человек. Что, как не метро, поможет уехать быстро и безопасно в любую часть города? Безусловно, это очень удобный вид транспорта, а главное дешевый.


Будущее метрополитена. Какое оно?

В настоящее время ежедневно услугами метро пользуются свыше 150-и миллионов человек. Метро есть более чем в 50 странах мира. И это достаточно большой показатель. Конечно, современный метрополитен хоть и считается одним из самых удобных и недорогих видов транспорта, все равно имеет не только преимущества, но и недостатки.

Если мы возьмем в пример нашу Россию, то узнаем, что на данный момент в ней уже насчитывается 15 городов с миллионным населением, и это еще не предел, так как численность растет и, соответственно, агломерации тоже. Из этих 15 городов, 7 из них уже имеют метро, проложенных в разное время. В нескольких городах также было положено начало строительству метро (это Ростов-на Дону, Омск Красноярск, Пермь и Челябинск) но пока что так и осталось в недостроенном виде. Почему же так происходит?

Конечно, основной проблемой является отсутствие бюджета у регионов страны. Ведь на стройку нужны огромные средства и ресурсы (одно строительство подземных линий и тоннелей чего только стоит), и не все регионы могут себе это позволить на данный момент. Опять же, многое зависит от грунта, глубины заложения и возможности проектирования таких линий под землей. А с другой стороны, строительство новых линий метро в городах помогло бы экономить время людям по пути на работу, учебу, разгрузило бы огромные заторы в часы-пик и.т.д.
"В настоящее время ежедневно услугами метро пользуются свыше 150-и миллионов человек. Метро есть более чем в 50 странах мира. И это достаточно большой показатель"
Вернемся к Москве. Тема метро сейчас для нашей столицы достаточно актуальна, так как строительство метрополитена не стоит на месте, активно развивается. В связи с этим у меня возникла мысль пообщаться со своей коллегой и одногруппницей Екатериной, архитектором, которая достаточно давно живет в Москве и имеет непосредственное отношение к реставрации нескольких станций. Давайте узнаем ее мнение о нашем современном метро.
Катя, привет! Понимаю, что ты человек занятой, поэтому, много времени не отниму. Ты уже несколько лет живешь в столице нашей родины, как тебе? Нравится? Кстати, сколько уже?
Привет! Я переехала в Москву после окончания университета. Но надо сказать, Москва мне не сразу понравилась, и пожив пару лет, я уехала и жила в других городах России, но после снова вернулась в Москву и живу тут уже около 9 лет. За то время, как я в ней живу, она сильно изменилась и стала более открыта и доступна людям:

- Появился человек-пешеход и соответствующая инфраструктура к нему;

- Удобный транспорт, каршеринг;

- Благоустройство пешеходных дорожек и зон рекреации;

- Активная социальная и культурная жизнь.


Екатерина Чернышева
Архитектор
Насколько я знаю, ты одно время работала над проектами станций метро? Чем конкретно ты занималась, какие у вас были цели на тот момент?
Да, действительно, я занималась проектами реставрации московского метрополитена. Как известно, московское метро было открыто в 1935 г. и росло, и развивалось, строилось и перестраивалось во все время его существования. Стройка продолжается и сейчас, буквально за несколько лет было открыто более 50 новых станций.

Моей задачей и целью являлось восстановление исторического облика станции, то, как она выглядела изначально, но с учетом современных реалий и приспособления к использованию новых технологий, так как почти за 90 лет существования метро много чего изменилось, технический прогресс скакнул вперед, и историческим станциям было труднее всего адаптироваться. Кроме того, за время пользования, надо сказать, и в военные годы, и в период перестройки, многие исторические детали были утеряны изменены или перестроены. Задача архитектора-реставратора – восстановление этого самого исторического облика. Я занималась историко-архивными и натурными исследованиями, в том числе обмерами на станциях, работа в архивах с историческими чертежами и фотографиями. Следующим этапом были проектные работы по реставрации, они включали в себя набор чертежей, 3д визуализаций, технологических рекомендаций и пр. сопутствующие документации. После прохождения проектов экспертизы запускался процесс по их реализации. Ведение авторского надзора также входило в мои обязанности.


Екатерина Чернышева
Архитектор
Было ли для тебя это ценным опытом? Что нового ты узнала о метро?

Да это был безусловно ценный опыт. И ценный он был прежде всего тем, что позволил поработать с проектами лучших советских архитекторов. Школа тех лет была очень основательной, с любовью к деталям. Тут и классические архитектурные приемы, и лепнина, и резьба из камня, и рельефы, живопись и мозаики, панно. Это научило меня чувствовать пропорции и работать с деталями, в том числе и сложными технологическими процессами по изготовлению тех или иных элементов. Много интересного узнала и по принципу работы метро, его внутреннего устройства и функционирования.

Екатерина Чернышева
Архитектор
Как часто ты ездишь в метро сейчас? Все ли тебя устраивает?
Я езжу на метро почти каждый день. С заменой подвижного состава на новые комфортабельные поезда ездить стало намного комфортнее. Я езжу в не загруженное время часа пик, поэтому о самых нагруженных моментах мне говорить сложно, но могу сказать, что если приходится ездить в такое время, то многие пересадочные станции и конечные станции перегружены, людей очень много. Например, на некоторых конечных станциях даже образуются очереди, и можно не сесть в первый или во второй пришедший поезд.

Екатерина Чернышева
Архитектор
Чего, по твоему мнению, не хватает современному метро, что бы хотелось видеть в будущем?

Современному метро... хм… Российскому? Я довольно много путешествовала по миру и пользовалась метро в разных странах. Могу сказать, что московское метро довольно хорошо устроено и имеет понятную схему и логистику движения, я встречала очень мудреные сложные переплетения веток и расписаний, поэтому было трудно им пользоваться. Но есть и недостатки московского метро, которые хотелось бы усовершенствовать на будущее:

- Например, в Азии делают защитные светопрозрачные экраны, чтобы люди не падали на пути, при подъезде поезда дверцы на платформах открываются;

- Второй момент — это навигация. Сейчас в Москве идет интенсивная работа с навигацией, но она уступает тем же аналогам стран Азии;

- Ведется работа по улучшению доступности маломобильных граждан, но сейчас этот момент еще не отработан полностью, есть над чем поработать;

- Да, вспомнился один хороший момент, который появился в поездах Московского центрального кольца – это вагоны для перевозки велосипедов, надо заметить, им постоянно пользуются. Думаю, и в метро было бы здорово, если бы один вагон был приспособлен для перевозки велосипедов, колясок и пр., скажем так, специализированный багажный вагон в конце поезда.



Екатерина Чернышева
Архитектор
Катя, спасибо тебе большое за интервью, было очень интересно послушать мнение человека, имеющего непосредственное отношение к метро, который видел «всю кухню», так сказать, с обратной стороны.
Хорошо, рада была помочь)

Екатерина Чернышева
Архитектор
Вывод

Проведя анализ, могу с уверенностью сказать, что тема метро была актуальна как в начале его появления, развития, изменений в технологиях, так она и интересна, и популярна по сей день. Благодаря тому, что наш век технологий претерпевает кучу изменений, появляются новые материалы, ресурсы, есть возможность делиться своими знаниями, и получать новые знания как у Восточных стан, так и у Запада. Очень хотелось бы, чтобы в будущем наше метро также активно развивалось, как и в других странах. Возможно, его достроили бы в тех городах, где сейчас оно имеет заброшенный вид. Ведь это решит многие проблемы: заторы на дорогах в часы-пик, возможность быстрее добираться до дома/работы/учебы, удобство передвижения для туристов. Метро в наше время - это свой подземный мир с инфраструктурой, маршрутами, спешащими людьми, скоростными вагонами.

Конечно, чтобы оценить современный метрополитен по достоинству, нужно побывать в подземках разных стран. Я думаю, что уникальность метрополитена присутствует в каждом городе мира: это может быть выражено навигацией, современностью подвижных составов, архитектурой и стилями станций, глубиной спусков и подъёмов. Важно, чтобы эта уникальность со временем стала доступна каждому человеку, к чему и следует стремиться.


Источники литературы:

1. www.kommersant.ru; Наука от 10.01.2017

2. mosmetro.ru

3. travelask.ru (Топ самое большое метро в мире)

4. pronewyork.org

5. За интервью и предоставленные материалы благодарность Екатерине Чернышевой (архитектору в г. Москва)


Виктория Табакаева,
архитектор,
35 лет
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор


Follow
Следите за нашими обновлениями