Мавзолей В.И. Ленина. Истоки древних погребальных сооружений и их интерпретация
Многие археологические находки свидетельствуют о том, что убежденность в потусторонней жизни существовала уже в первобытном обществе. В течение тысячелетий человечество пыталось найти ответы на вопросы, где и как протекала загробная жизнь. Смерть всегда находилась за гранью человеческого понимания во многом из-за своей неизбежности, а порой из-за неожиданности и беспричинности. Смерть разными религиями воспринимается по-разному: иногда это наказание за греховную жизнь, а иногда – награда, заключающаяся в вечной загробной жизни. Вся погребальная архитектура разных времён и в разных частях света демонстрирует представления человека о завершении его земного пути и в зависимости от мировоззрения преследует две основные цели: создать условия для дальнейшего существования в ином мире и увековечить память умершего.

В нашей стране и культуре самый распространенный тип захоронений – это обычные могилы, участок для которых расположен на общем кладбище. Во времена царской России и Империи для правителей и членов их семей возводили усыпальницы, но никогда захоронения не являлись чем-то поистине масштабным. Именно поэтому мавзолей В.И. Ленина на Красной площади кажется чем-то не совсем обычным.

Почему же для одного человека, не царя и не императора, возвели такое масштабное сооружение в самом центре города?

Для начала хотелось бы рассмотреть саму личность Ленина. Российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета народных комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. В советский период вокруг имени Ленина возник своего рода культ – культ личности. Переименовывались города, поселки и улицы (как бывшая столица Петроград в Ленинград), ставились памятники. И это можно сравнить с культом правителя в таких государствах, как Древний Египет, Месопотамия и Древний Китай. А ведь именно там можно найти невероятные по своим масштабам захоронения местных правителей. Более того, тело Владимира Ильича было бальзамировано, что напрямую пересекается с египетской мумификацией фараонов. Из всего этого можно сделать вывод, что строительство такого мавзолея именно для В.И. Ленина было оправданным.

В январе 1925 г., незадолго до первой годовщины смерти Ленина, в газете «Известия» было опубликовано постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР «О конкурсе 1 ступени проектов на сооружение монумента – постоянного Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в г. Москве». Конкурс был заявлен как всенародный, и в нем мог принять участие любой человек независимо от наличия профессионального образования. Но из всех проектов бы хотелось подробнее рассмотреть два из них: конкурсный проект Шехтеля и реализованный проект Щусева.

В основе проекта Шехтеля лежит египетская пирамида. Она опирается на массивные, словно придавленные ею колонны с дорическими капителями, которые отсылают нас к древнегреческим храмам. Вполне возможно, что нижний ярус является интерпретацией римской «арочной ячейки» (аркады), которую архитектор выполнил с измененными пропорциями и отсутствием колонн и пилястр.

1. Ф . Шехтель. Проект мавзолея
2. Пирамида в Гизе
1. Храм Геры в Пестуме
2,3,4. Римские «арочные ячейки»
Форма пирамиды неслучайна. Если окунуться в историю, то можно заметить, что мавзолеи представляли собой гробницы для известных правителей. И если задуматься, то несложно вспомнить о том, что первыми и самыми известными гробницами правителей были древнеегипетские пирамиды, которые не только хранили в себе тело, но и являлись неким символом возрождающей силы, предвещавшим новую жизнь после смерти (и это полностью соответствовало мировоззрению древних египтян).

Такие отсылки к монументальной античной архитектуре сразу наталкивают на мысль о том, что тело, покоящееся в мавзолее, принадлежит человеку, статус и действия которого подобны обожествленному фараону.

Внутреннее пространство предполагалось использовать не только для размещения саркофага, но и как общественные пространства (аудитория, трибуна). В разрезе аудитория имеет большой купольный свод. Такая конструкция характерна для храмовой архитектуры.

Примеры куполов в храмовой архитектуре (1-Пантеон, 2-Мечеть Селимне, 3-Санта Мария дель Фьоре)

А если обратить внимание на план, то невольно возникает ассоциация с восточной архитектурой: круг (небо), вписанный в квадрат (земля). Такое сочетание – символом соединения неба и земли. Например, Минтан – одно из важнейших ритуальных сооружений Китая. В композиции данного комплекса идет чередование круглых и квадратных форм, а в структуре отражаются взгляды на правителя как представителя Неба.

Храмовый комплекс Минтан-биюн
Ассоциации, рождаемые предложением Шехтеля, были, скорее всего, слишком очевидны для того, чтобы быть реализованными.

Проект Щусева же состоял из нескольких этапов. Сначала он спроектировал временный деревянный мавзолей, в котором уже тогда была заложена основная идея архитектора – ступенчатая пирамида. В двух отдельных пристройках оборудовали вход и выход из мавзолея. Основную площадь занимал Траурный зал, где находилось тело. Для оформления интерьера использовали красную ткань с черными полосами, на фоне которых расположили символы коммунистического движения — серп и молот.

Затем был построен еще один деревянный мавзолей, но уже более масштабных размеров. Теперь ступенчатая пирамида стала более заметной, а внизу ее обнесли трибуной для выступлений. И если временный мавзолей больше напоминает ступенчатую пирамиду Джосера, то второй и третий варианты вызывают в памяти уже другое сооружение – зиккурат.

Зиккурат — это многоступенчатое культовое сооружение, которое представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид , не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Эти постройки не были предназначены для захоронений. Скорее, его использовали для общения с богами, и, возможно, для проведения свадебных обрядов.

В мавзолее, как и в зиккурате, 5 ступенчатых уровней (два из которых соединены лестницами) и небольшой верхний объем, также присутствуют несколько разных цветов. Как уже говорилось ранее, террасы зиккурата окрашивались в разные цвета (например, у зиккурата в Уре нижняя терраса была раскрашена в черный цвет, средняя – в красный). В мавзолее эта особенность выражена в применении различных пород камня: мрамор, гранит, лабрадорит, порфир.

Таким образом, можно сделать вывод, что мавзолей Ленина является для России поистине уникальным сооружением как по внешнему виду, так и по его непосредственному назначению. Оба проекта, отличающиеся друг от друга, имели общую цель - представить собой некий символ большевистского государства и увековечить память вождя. Именно поэтому архитекторы использовали в своих проектах прямые отсылки к величайшим памятникам погребальной архитектуры.


Библиография

1. Чинг Д.К., Яржомбек М., Пракаш В. Всемирная история архитектуры. М., 2011

Интернет-ресурсы

Игумнов А. В. Специфика погребальной архитектуры. //Международный Научный Журнал «Молодой ученый», 2018. № 38 (224). С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52701/

Сайт Мавзолея В.И. Ленина, архив – URL: https://lenin.shm.ru/proekty-mavzoleya/




Бадыгова Татьяна
Автор и редактор

Follow
Следите за нашими обновлениями