WORKSHOP "ТРИ ДНЯ БУМАЖНОЙ АРХИТЕКТУРЫ"
Авангард 20-х годов
Наша тема звучит как «Авангард 20-х годов». Она очень обширна и многогранна, поэтому мы решили сфокусироваться на советском авангарде, прямыми наследниками которого мы являемся.

Помимо реальных объектов советского авангарда существует огромный раздел бумажной архитектуры 20-х годов, заслуживающий не меньшего внимания. Нереализованное наследие содержит формообразующие идеи, которые важны для последующих этапов развития стилей и которые становятся источниками вдохновения для новых поколений. Реальная архитектура — это лишь верхушка айсберга. Вне всякого сомнения, она базируется на бумажных проектах, которые беспрестанно подпитывают ее оригинальными концепциями и в моменты подъема, и во времена глубокого кризиса идей.

Советская архитектура 20-х годов - уникальное явление в мировой архитектуре XX в. Беспрецедентное событие в истории отечественного зодчества, когда наша страна стала одним из важнейших центров глобального стилевого направления. Поэтому в современной архитектуре почти каждой страны присутствуют элементы советского авангарда 20-х годов.

Почему появилось новое течение в искусстве?

Можно бесконечно перечислять факторы, повлиявшие на формирование авангарда: зарождение мирового капиталистического рынка, усиление межнационального общения, кризис идей модерна, рождение неоклассики и левых течений изобразительного искусства, ускорение темпов развития промышленности, появление новых конструкций и материалов, революция 1917 года, смена социально-политических взглядов общества и т. д.

Особенно нас поразил конфликт между инженерами и архитекторами, который возник вследствие закона 1904 года, позволивший инженерам вести самостоятельную строительную деятельность. Архитекторам очень не нравилось, что заимствовались формы из инженерно-строительной области, ведь это расценивалось как дилетантизм. Тем и парадоксальна ситуация, что архитектура получила новый виток развития благодаря «инженерам-дилетантам», которые выставляли напоказ простой каркас и ажурные фермы, а не архитекторам, осуждавших тех за отсутствие академических знаний.

Что такое бумажная архитектура?

Бумажной архитектуры как таковой нет... Откуда она стала бумажной?.. В 20-е годы так ругали не строящих архитекторов, ну пижонов грубо говоря…
М.А.Белов, советский и российский архитектор, профессор МАрхИ
Бумажные проекты архитекторов представляют собой грезы о прошлом, размышления о будущем или представления о реальности.

Чтобы выяснить, какой след "бумажная архитектура" советского авангарда оставила в истории, мы выделили основные черты направления в работах авангардистов того времени, а затем попытались найти их в современных проектах.

Архитектоны Малевича, 1925 г.

Следом за плоскостными композициями Малевич создает архитектоны - трехмерные геометрические фигуры, продолжающие воплощать идеи супрематизма. Проекты Малевича имели беспредметный, абстрактный характер, представляли собой формообразующие объекты. Сам автор характеризовал их следующим образом: "вид чистый вне всяких практических целей... Архитектура как таковая".

На основе архитектонов Малевич разработал супрематический ордер, состоявший из простых геометрических форм, сдвигов объемов и их небывалых сочетаний в пространстве. Все эти особенности его стиля прочно вошли в сознание архитекторов ХХ и XXI веков.

В 1958 году Мис ван дер Роэ завершает строительство Сигрем билдинг, высотного здания из стекла на металлическом каркасе. Его образ очень напоминает архитектоны Малевича отсутствием четко выявленного фасада и "тектонического" декора, облегчением композиции кверху и своей устремленностью вверх и т. п.

«Тектоник Малевича» - дипломный проект Захи Хадид в лондонской Архитектурной ассоциации. Это концепция 14-этажного жилого моста на Темзе, которая визуально очень напоминает работу художника-супрематиста. «В русских авангардистах меня привлек дух отваги, риска, новаторства, стремления ко всему новому и вера в мощь изобретательства. Малевич был пионером абстракционизма и пионером в своей способности соединить абстрактное искусство с архитектурой», — комментирует работу Хадид.

Родченко. Проект газетного киоска, 1919 г.

Экспериментально разработанные конструкции Родченко демонстрируют возможность создания из одинаковых геометрических тел большого количества разных комбинаций, конструкций и систем.

Проект Пожарного депо Захи Хадид, на наш взгляд, имеет нечто общее с Газетным киоском. Их объединяют ломаные и изогнутые линии, которые будто бы стремятся куда-то. Также чувствуется динамизм объемов и форм. Они словно застыли в самый напряженный момент движения, создавая тем самым волнение и ощущение нестабильности. В пожарном депо бетонные «осколки» и плиты накладываются одни на другие, образуя узкий горизонтальный профиль. Ощущение неустойчивости усиливается из-за того, что горизонтальные плоскости наползают одна на другую, а другие выходят за края гаражного бокса. В таком же состоянии постоянного беспокойства мы пребываем, когда смотрим на проект Родченко.

Братья Веснины. Дворцы труда, 1923 г.

Проект братьев Весниных - первое здание в стиле конструктивизма в архитектуре. Они тщательно проработали функциональную сторону замысла для осуществления проекта в новых железобетонных конструкциях. Динамичности этой композиции придает горизонтальный висячий переход, соединяющий объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней. Этот конкурсный проект воплощал в себе прогрессивные идеи новой архитектуры. Впоследствии многие идеи этого проекта отразились в проектировании общественных зданий. Так, например, мы нашли одну из построек швейцарского бюро Christ & Gantenbein. Она также возведено с использованием технологий железобетона, имеет пирамидальный многоступенчатый характер, образована строгими и лаконичными формами, многоэтажна и решительно не имеет ничего общего с традиционной архитектурой прошлого.

Татлин. "Башня Татлина" 1919 г.
Мельников. Проект здания газеты "Ленинградская правда" в Москве, 1924 г.

Проект Татлина оказался великой утопией, но вошел в историю и дал волю фантазии будущим поколениям архитекторов. Его башня представляла собой три огромные геометрические структуры, способные вращаться вокруг своей оси. Ранее это казалось недостижимым.

Проект Константина Мельникова также оказался смелым и необычным для своего времени благодаря использованию кинетических элементов. Конструктивную опору здания составляла неподвижная ось, в которой помещались лестницы, лифт и коммуникации. Четыре верхних этажа могли вращаться вокруг оси. Здание могло приводиться в движение самими рабочими.

Мы считаем, что Татлин и Мельников стали основоположниками кинетической архитектуры, которая развивается в наши дни. За последнее время возникло множество разных проектов зданий, где их части могут двигаться относительно друг друга.

Эль Лисицкий. Горизонтальный небоскреб, 1925 г.
Горизонтальный небоскреб представляет собой — высотное здание, имеющее на верхнем конце горизонтальные консольные конструкции этажей, опирающиеся на вертикальные колонны-небоскрёбы. Горизонтальный небоскрёб может быть положен на опоры, как мост.
Современным воплощением идеи Лисицкого является самый большой мост-небоскрёб в мире - комплекс Raffles City Chongqing, построенный в 2019 году в Китае.

Хидекель. Города будущего - надземный город, 1927 г.
В парящих композициях Хидекеля четко прослеживается его восприятие мира как космоса и экологическое мышление. Эта фантазийная архитектура вписывается в окружающий мир и гармонирует с ним.

Мы считаем, что создатели этого Министерства автомобильных дорог в Грузии явно вдохновлялись композициями архитектора. Конструкция этого здания представляет собой пять горизонтальных двухэтажных поперечных балок, которые выглядят как будто сложенными друг на друга. Благодаря этому значительная часть здания поднята над землёй, и под зданием расстилается природный ландшафт. Такой подход к проектированию, когда земля остается относительно неприкосновенной и свободной, поощрялся Хидекелем.

Чернихов. Архитектурные фантазии, 1927 г.

Фантазийная архитектура Якова Чернихова опередила время и сегодняшнюю архитектуру.

«Конструктивизм ради конструктивизма — ненужная и никчёмная установка. Конструктивизм не должен служить целям украшательства, маскировки сути дела, фальшивым прикрытием форм. Только то конструктивное решение имеет смысл, которое таит под собою непременную функциональную, рациональную и целевую установку. Выдумывание конструкции для эстетического отображения сооружения есть фальшь», - говорил в предисловии к своим фантазия мастер.

Воплощением этого манифеста можно назвать центр Помпиду во Франции. Первое, на что обращаешь внимание, — это намерено вынесенные наружу стержневые конструкции, которые компактно согласованы и объединены между собой. Кроме того, это здание заключает в себе ритм масс, монолитность, динамику, конструктивную спаянность и другие архитектурные свойства.

Выводы

Итак, мы видим, что архитектура 20-х годов XX века дала пищу для размышлений целый поколениям архитекторов и до сих продолжает снабжать идеями современных архитекторов. Как говорится, все новое — это хорошо забытое старое.

Лишь при знании истории искусств и архитектуры возможно создание чего-то поистине нового и революционного, ведь человек, знающий историю, сможет построить светлое будущее.

В качестве эксперимента над будущим мы выбрали один из нереализованных проектов той эпохи и пофантазировали, как бы он выглядел в наше время!


Источники:

Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда : Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. — Москва, 1996

Яков Чернихов: Архитектурные фантазии. 101 архитектурная миниатюра. 1933 // totalarch URL: http://ussr.totalarch.com/chernikhov_101_architectural_fantasies

Вечный символ конструктивизма - башня Татлина // architime URL: https://www.architime.ru/specarch/tatlin/tatlin_tower.htm

Проект здания газеты "Ленинградская правда" в Москве // architime URL: https://www.architime.ru/specarch/melnikov_3/building_project_len_pravda.htm

Феномен Хадид // archi.ru URL: https://archi.ru/world/68321/fenomen-hadid

Конкурсные проекты Дворца труда // arx.novosibdom URL: http://arx.novosibdom.ru/node/2411

Архитектон // w.histrf.ru URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/arkhitiekton

Работу выполнила команда в воркшоп-исследовании, посвященном изучению бумажной архитектуры в составе студентов-архитекторов:

  • Обухова Александра
    АСА СамГТУ, 5 курс

    Куратор исследования
  • Гаджимурадова Эллина
    МАрхИ, 2 курс

    Участник команды
  • Трухина
    Ксения
    ННУАДИ, 5 курс

    Участник команды
  • Туманова Елизавета
    СпбГАСУ, 3 курс

    Участник команды


Follow
Следите за нашими обновлениями