WORKSHOP "ТРИ ДНЯ БУМАЖНОЙ АРХИТЕКТУРЫ"
Москва 70-е года
Бумажная архитектура – отдельное концептуальное направление архитектуры как художественного искусства, осмыслявшее архитектуру в чистом, дистиллированном виде аналитических идей, изначально не ориентированных на реализацию.

ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКА

Рассматриваемый период времени как раз укладывается в период «застоя». С приходом Брежнева к власти внутренняя и внешняя политика ужесточается. Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались и оценивались с точки зрения коммунистической морали и её идеологического влияния на общество.
МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Московский концептуализм – явление в неофициальном искусстве СССР с начала 70-х. Художники и скульпторы не выставлялись в советских музеях и находились в подполье, однако выставлялись за рубежом. Самые яркие представители: Илья и Эмилия Кабаковы, Виктор Пивоваров и другие. Бумажная архитектура является одним из ответвлений Московского концептуализма. Считается, что явление Бумажной архитектуры СССР зародилось в МАРХИ в 1970 как протест против стагнации и обезличивания в архитектуре и бегство от тирании проектных мастерских.

ПРЕДПОСЫЛКИ

- политическая ситуация, «брежневский застой», экономические ограничения

- кризис советской архитектуры 70-80: культ типового строительства и, как следствие, невостребованность архитекторов, а также нехватка строительных материалов и квалифицированных рабочих

- стремление выразить личное отношение к процессам, происходящим в обществе, а также к проблемам социальной и физической реальности

- стремление творчески выражать себя, создавать свой мир без ограничений реальности и советской власти.

- постмодернистская волна, осмысление архитектуры как способа коммуникации

- НЭР. НЭР можно назвать бумажной архитектурой, которую теоретически можно реализовать. Участие в международных выставках, триеннале показало, что советский студент может быть услышан заграницей.

- Илья Лежава. Под руководством Ильи Лежавы, одного из авторов НЭР, студенты участвовали и выигрывали иностранные конкурсы. Первым был Владислав Кирпичев с проектом «Пространство для общения людей в городе» в 1970 году.


ТЕЗИСЫ

- Отсутствие коммерческой основы

Внутри СССР такая творческая активность никак не поощрялась, если не наоборот. Однако победители конкурсов могли получить денежный приз. Но побеждали не все, отправлялись сотни работ. И скорее студенты занимались этим из творческих побуждений.

- Не функциональность/беспредметность

Изначально проекты бумажников - в большей степени графика с архитектурными сюжетами, нежели архитектура в привычном понимании. Вопросы и ответы, которые задают бумажные архитекторы, не решают какие-либо функциональные и практические проблемы. Да и построить чаще всего это будет невозможно или в этом не будет никакого смысла, изначально это и не предполагается архитекторами. Частым местом «проектирования» в работах бумажников становится абстрактное, не существующее в действительности пространство. Фантазийная архитектура избавляется от своей функциональной составляющей, и акцент смещается на идейное высказывание.

- Ректроспетивизм/перекличка со старыми графиками

Оторванные от окружающего мира, без возможности увидеть работы своих любимых мастеров бумажники как будто пересказывают графиков XVII–XVIII веков Пиранези, Валериани и т.д. Особенно это заметно в работах Александра Бродского и Ильи Уткина, которые применяют технику офорта.

- Камерность/дружественность коллектива

В условиях закрытой страны, изолированности от мира друзья и единомышленники создают собственные, комфортные для творческой работы микросообщества.

- Поэтичность, литературность

На графических листах большое место занимает текст. Андрей Чельцов: «...почти у всех в каждом проекте обязательным элементом были тексты или стишки с картинками-комиксами…»

- Ирония, насмешка

Из-за задуманной невозможности реализации проектов возникает ироничный, насмешливый подтекст.

- Индивидуальность авторских групп

Каждая авторская группа отвечала на поставленные вопросы как с графической, так и с идейной стороны абсолютно по-разному.

Выводы

70-е. В период застоя существовал серьезный, враждебный и непонятный мир, в котором выставлялись угодные художники и строились лояльные архитекторы. Единомышленники сбиваются в собственные творческие коллективы. В замкнутой среде, закрытой от свободного мира страны, такие люди становятся наиболее коммуникативны, возникают творческие микросообщества. В этом, втором мире, дозволяется намного больше. Возникает ирония, отсылки и многое другое, что было немыслимым в реальном проектировании. Бумажная архитектура заканчивается в 90-х с открытием границ, демократизацией, появлением заказчиков, компьютерных технологий.

С практической точки зрения влияние проследить сложно. Но неоценим вклад «бумажников» в развитие философской мысли и теоретической архитектуры. Разработанные идеи до сих пор вдохновляют архитекторов, а сами герои бумажной архитектуры практикуют и строятся.



Источники:

- Бумажная архитектура. Антология / Юрий Аввакумов / Москва: Garage. 2019

- Новый элемент расселения / А. Бабуров, А. Гутнов, Г. Дюментон, И. Лежава, С.Садовский, З. Харитонова На пути к новому городу / Москва: Стройиздат. 1966.

- Эффект Кабакова: «московский концептуализм» в истории современного искусства / Питер Осборн / https://artguide.com/posts/1576 / АРТГИД /

- КОГДА БЕЖИШЬ НЕ В ТУ СТОРОНУ / Сикачев А.В./ https://marhi.ru/vestnik/theory/run.php / Вестник МАРХИ /

- НЕНАВСЕГДА. 1968–1985 / Экскурсия по выставке / https://www.youtube.com/watch?v=ifkajDRDTAQ&feature=youtu.be / Youtube: Третьяковская галерея

- История бумажной архитектуры / Белов А./ https://archi.ru/lib/e_publication.html?id=1850569502 / Архи.ру

- Прощание с бумагой / Бабуров В. / https://archi.ru/russia/60455/proschanie-s-bumagoi / Архи.ру

- Интервью Андрея Чельцова. К 20-летию бумажной архитектуры / http://www.projectclassica.ru/newsmake/11_2004/11_2004_10.htm / Проект Классика

- Интервью Тотана Кузембаева. К 20-летию бумажной архитектуры / http://www.projectclassica.ru/newsmake/10_2004/10_2004_08.htm / Проект Классика

Работу выполнила команда в воркшоп-исследовании, посвященном изучению бумажной архитектуры в составе студентов-архитекторов:

Цыбина
Виолетта
МАрхИ, 5 курс
Куратор исследования
Левина
Диана
СпбГАСУ, 4 курс
Куратор исследования
Карпунина
Дарья
МАрхИ, 2 курс
Участники команды
Джагаева
Оксана
ГУЗ, 3 курс
Участники команды
Агафонова
Елизавета
МАРШ, 1 курс магистратуры
Участники команды
Коробов
Александр
МГАХИ им. В.И.Сурикова, 5 курс
Участники команды


Follow
Следите за нашими обновлениями