Дизайн пространств и кризисы
Как вам в глобальном локдауне, всеобъемлющем карантине и на тотальной удалёнке? Мне не очень. По воле фатума, совершающего по-страшному завораживающий кульбит по ту сторону горизонта событий, мир схлопнулся до размеров квартиры. Как уместить всё то, что до этого было размазано в пространстве перелётов и поездок? Но современный мир оказался компактнее, чем кажется. И вот всё его разнообразие оказалось заключено в мерцающем экране ноутбука.

Кажется, коллективное сознание ещё не отрефлексировало на тему пандемии и того места, где мы оказались. Есть ощущение, что осознание ситуации так и не случилось, но все уже привыкли и просто движутся по накатанной. Наравне с апатией присутствует дискомфорт, и протест. Интересно узнать, в чём причина появления такого коктейля эмоциональных состояний.

Современный мир работает в парадигме антропоцентризма. Проектируя всё: от скамейки до города, от велосипеда до железнодорожного состава – мы думаем об удобстве человека. Дизайн жилища трансформировался в зависимости от потребностей человека, облик городов подстраивался под растущие скорости и расширяющийся мир человека, шрифты становились удобнее для чтения и массового производства… «Не город Рим живёт среди веков, а место человека во Вселенной» (О. Мандельштам).

Вдруг мы попадаем в ситуацию, когда вынуждены подстраивать уклад жизни под обстоятельства, в архитектуре (в широком смысле этого слова), задуманной для совершенно другого использования. Мы сильно изменились с тех пор, как сформировалось понимание современного города. Но глобально архитектурная модель осталась прежней, и новое общество продолжает жить в старой архитектуре.

Архитектура, которая массово продолжает воспроизводиться в наших городах, была задумана для человека из книги Эрнста Нойферта и модулора Ле Корбюзье. Главной особенностью этого человека является отсутствие у него каких-либо особенностей. Наши модели поведения трансформировались в эру технологий и высокоскоростного интернета, соответственно, и градостроительные модели должны были бы преобразоваться. Но тренды развивались медленно и выстрелили только во время глобального кризиса. Мы с головой нырнули в зум, услуги доставки, активные агенты перемен заговорили о штуках типа Spatial как о новом типе рабочего пространства с использованием VR.

Архитектура пространств является ограничивающим фактором для формирования новых моделей поведения. То, как мы её создавали, заставило нас ломать себя вместо того, чтобы ломать дизайн!

Дизайн наших городов стремится заполнить собой всё, насытить функцией, исключая пространство пустоты, столь важное для успешного долгосрочного развития. Это отмечает Саския Сассен, когда критикует современные урбанистические концепции. Материальная оболочка города подойдет к своей смерти, если не создаст симбиоз с виртуальностью. Это называется «урбанизацией технологий» - технологические императивы могут меняться (и уже меняются), подстраиваясь как под реализацию, так и под культуру использования. Технологика также трансформирует культуру, приспосабливая её к новым масштабам и скорости взаимодействия. Настало время переосмыслить города в рамках использования сетевого пространства.

И именно пространства пустоты в текущей парадигме оказалось недостаточно. Что нужно для погружения в виртуальный рабочий кабинет? Или VR тусовки с друзьями? Или для спасения мира от нашествия зомби при помощи шлема виртуальной реальности и контроллеров? Для всего этого нужна пустая комната. Или просто достаточное количество пространства. Тут мы приходим к необходимости тотального переустройства сознания. Человек как вид стремился максимально заполнить собой пространство, присвоить его и оставить след. Но для мира гибкой архитектуры и смешанной реальности как нельзя лучше подходит цитата из научно-фантастической книги Лю Цысиня «Тёмный лес»: «Пейзаж – это просто рамка для пустоты». Архитектура будущего могла бы стать такой рамкой в симбиозе с технологиями.

Полагаю, что пост пандемический город обретет новый смысл с каркасом в виде цифровых технологий и мутировавшей оболочкой старого города.

От глобальной ситуации вернёмся на уровень одного человека. Самоизоляция предоставила редкую возможность познакомиться с собой. Мне легче анализировать внутри события через переключение в режим наблюдателя. Для этого подойдут простые схемы.

На картах-схемах учтены только ближайшие точки притяжения, что не совсем правильно отражает реальность, но для осознания, насколько сильно сжалось пространство, в самый раз. Всё заменила виртуальность. Как опытный житель хрущёвки, могу сказать, что с построением виртуального рая в отдельно взятой квартире у нас проблемы… Это не удивительно, ведь целые научно-исследовательские институты рассчитывали нормы площади. Главным была максимальная утилитарность и функциональная обоснованность каждого квадратного метра. Места для виртуальности тут недостаточно.

Кажется, мы успешно перенесли рабочее/учебное место в ноутбук на столе. Но вы замечали, как много «отвлекающих манёвров» вокруг? Всё потому что это не полноценное рабочее место. Даже ваш кот в это не верит.
Если не хватает пространства, то попробуем его добавить, но для начала стоит перечислить все новые возможности, которыми мы хотели бы пользоваться.

Если начать фантазировать, отталкиваясь от тезиса «ломай не человека, а дизайн/архитектуру», то в мою хрущёвку вместится ещё много чего. Стоит только серьёзно поиздеваться над ней и ни в чём себе не отказывать.
Несколько идей я применила на доме, где живу. Это быстрые коллажи-скетчи. Как говорится, пусть хоть где-то у хрущёвки это будет.

Теперь можно начать добавлять пространства и ломать уже существующие. Для этого хорошо подходит паразитическая архитектура и концепция третьего места, которое не является ни общественным, ни приватным. В тоже время оно добавляет вариативности и создаёт место для взаимодействия между соседями. Планировку тоже стоит переосмыслить, стараясь сделать её трансформируемой и функциональной с точки зрения сегодняшнего дня.

Теперь, когда мы придумали самоизоляцию, хотелось бы подумать о выходе, ведь скоро рассвет. Это стало для меня необычным опытом. Выход проходил постепенно и отобразился в нескольких стадиях. Проще всего это изобразить масштабированием и смешиванием мира внутреннего и внешнего.

Всем советую проделать визуальное упражнение: любыми доступными инструментами отобразить город с точки зрения эмоционального восприятия. Понимаю, что для архитекторов и градостроителей сложно абстрагироваться и уйти от подобия мастерпланов и принципиальных схем. Постепенный выход из изоляции позволил взорвать представление о городе и пересобрать его с нуля. Вот первый уровень, точка выхода. Сначала была комната, и в ней существовало только кресло перед монитором…
Следующий уровень находится за окном, но пока ты не выйдешь – мир не загрузится полностью, ощущение симуляции не исчезает, стоит отвернуться, и всё схлопывается обратно. Кажется, что мир существует, пока ты на него смотришь…

Последний уровень – полная адаптация, всё уже привычно, и новые правила незаметно вписались в ткань города, наши привычки, рутину. Теперь окружающее не кажется сюрреалистичным, и ты уже не замечаешь, как натягиваешь маску при входе в метро…

До поэтапного выхода из самоизоляции я проделала этот путь умозрительно. Это перезапускает реальность и механизмы взаимодействия с городом.

Эти упражнения – только робкие попытки рефлексии. Надеюсь, мы продолжим переизобретение городской реальности и сделаем смелый прыжок в будущее, освободив фантазию, сконструируем архитектурный интерфейс – гибкий, смеющийся и неожиданный.


Смородинова Александра
архитектор-урбанист,
28 лет
Автор и иллюстратор
Бадыгова Татьяна
Редактор


Follow
Следите за нашими обновлениями