творческий замысел и жизнедеятельность людей
Когда я была маленькой (лет примерно до 14, а сейчас мне уже 22), я совершенно не задумывалась о том, что меня окружает архитектура. Дома и дома. Постройки и постройки. Музеи, театры, торговые центры. Это было чем-то очевидным и как будто совершенно не влияющим на мои впечатления от места пребывания. Хотя, безусловно, это не так. Даже если человек на что-то не обращает внимания, если это что-то с достаточно большой периодичностью попадается ему на глаза, на подсознательном уровне оно всё равно откладывается, человек к этому привыкает, может начать считать нормой. Думаю, именно по этой причине мне нравятся советские малоэтажные дома, среди которых прошло моё детство. С другой стороны, моя невнимательность к вопросу архитектуры может быть обусловлена и тем, что меня лично всегда интересовало всё живое: люди, их лица, животные. Мне потребовалось достаточно сильно подрасти, чтобы начать воспринимать природу как нечто неочевидное и удивительное, достойное пристального внимания. То же самое было и с архитектурой, только процесс занял чуть больше времени. С тех пор, как люди стали жить в городах, архитектура стала пронизывать нашу жизнь. Каждый дом, сад, дорога были придуманы и обустроены кем-то, с какой-то целью. Думал ли создатель об удобстве, красоте, безопасности своего создания - всё это, так или иначе, отражалось на результате и на ощущениях, которые вызывала постройка.




"Архитектурный облик города формирует его
лицо, настроение, образ. В город, в котором дома
построены вдумчиво и с любовью, захочется
возвращаться"
За последние несколько лет облик Москвы, моего родного города, который я, к собственному сожалению, не так хорошо знаю, как хотелось бы, сильно изменился. В основном, не в лучшую сторону. Появилось много больших многоэтажных и безликих домов. Многие из них, кроме того, что сами по себе являются очень скучными и, я бы сказала, удручающими строениями, ещё и построены в неподходящих местах посреди малоэтажных районов. Яркий пример - многоэтажка, находящаяся на пересечении 5-ой Парковой и Первомайской улицы. Посреди низкорослого района возвышаются "четыре зуба" - так прозвали дома некоторые из местных жителей, которых они по большей части раздражали. Другим примером могут быть новые районы, застроенные домами-коробками, отличающимися друг от друга только цветовым решением и боком, на который эта коробка положена. Лично я не знаю, что я бы чувствовала каждое утро, просыпаясь и смотря в окно на такие строения. Архитектурный облик города формирует его лицо, настроение, образ. В город, в котором дома построены вдумчиво и с любовью, захочется возвращаться, а может быть даже и остаться жить. А среди однотипной застройки трудно жить и не чувствовать себя угнетённым.
"Повседневное окружение современного
человека определяется архитектурным
обликом места, где он живет и работает"
Но ведь архитекторы придумывают не только внешний вид зданий, но и их внутреннее устройство, которое определяет удобство пользования зданием. Если в доме плохая планировка комнат, то только очень хорошее интерьерное решение скомпенсирует все недостатки. Легче дышать в светлой квартире с высокими потолками, согласитесь. Однако человек почти ко всему может привыкнуть, вопрос лишь в том, будет ли его радовать то самое, к чему он привык, или будет ли это неизбежной обыденностью. Повторюсь, повседневное окружение современного человека определяется архитектурным обликом места, где он живет и работает. Поэтому так важно строить новые дома и здания других назначений не только функциональными, но и приятными глазу; правильным образом расставлять их друг относительно друга или вписывать их в уже существующие районы.



"Большое видится на расстоянии"
Всё сказанное выше, как мне кажется, относится ко всем людям; это то, что мы все чувствуем и замечаем в той или иной степени. Я же лично всегда понимала архитектуру, как самую масштабную форму искусства. Благодаря современным материалам можно воссоздать практически любую задумку, а, как известно, масштаб очень сильно влияет на восприятие предмета искусства. Нас чаще всего привлекают именно большие живописные полотна, несмотря на то, что малые графические формы тоже очень интересны. Бесспорно, размер не есть критерий качества работы, но он влияет на то, привлечет ли работа зрителя в первую очередь. Хотя сейчас, в эпоху цифровых технологий, когда всё масштабируемо, фактор размера перестаёт быть таким уж критическим для изображений и фотографий, для реальных объектов он всё же сохраняет свою роль. Как говорится, "большое видится на расстоянии", особенно это применимо к архитектуре. Каждый дом имеет своё цветовое, ритмическое, пластическое решение. И никакая 3D модель или фотография не передаст всю прелесть настоящего строения, которое мы можем обойти, внутрь которого можем заглянуть, за изменениями которого может наблюдать много лет.

"Именно союз постоянной деятельности человека
и изначального творческого замысла архитектора
создает то, что я понимаю под архитектурой"
Архитектурные строения примечательны не только как объекты сами по себе, но и как места, где живут люди. Они приносят сюда свои вещи, проводят здесь время, связывают с этими местами воспоминания, создают историю. А именно это и делает произведение искусства ещё более ценным и прекрасным. Именно союз постоянной деятельности человека и изначального творческого замысла архитектора создает то, что я понимаю под архитектурой.

Если бы меня попросили ответить на вопрос "что для меня значит архитектура?" ещё недели две назад, я могла бы дать совсем другой ответ. Дело в том, что я являюсь начинающим художником, которому следует рисовать всё. Признаюсь, с архитектурными зарисовками и пейзажами дела у меня обстоят плохо, соответственно и объекты эти у меня иногда вызывают напряжение, если вспоминать о том, что их ещё и рисовать можно. Если природа является неотъемлемой частью человеческой жизни, то на постройки вокруг можно точно так же не обращать внимания, как на кучу коробок и старых вещей на собственном балконе. Примерно так я и жила, но зарисовки-то делать нужно, иначе никакого художественного развития ожидать не приходится. И я их сделала: нарисовала вид из своего окна и принесла своему учителю. Работа ему, естественно, не понравилась. И дело было не столько в композиционном решении, сколько в том, что мне самой не нравилось то, что я рисую. Он спросил меня: "Там же кто-то живёт, почему ты рисуешь окна так скучно?". И я поняла: я рисовала только внешний облик, как набор мазков, а вовсе не дом, каким он был. Так просто. Там ведь живут люди со своей историей, делами, хлопотами. Окна - не просто набор элементов из пластика и стекла, это проход в мир человеческой жизни. И именно за то, что мы живём в доме, проходим каждый день мимо некоего здания, учимся в этой школе и т.д. мы и любим эти постройки. Но если немного призадуматься, то можно найти что-то прекрасное в любом здании. Потому что это искусство и человеческая жизнь, сплетенные в один прекрасный клубок, который следует за нами повсюду. Вот, что для меня архитектура.


Абрамова Варвара

математик, программист
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор


Follow
Следите за нашими обновлениями