Архитектура современного храма и его многозадачность
В христианском мире наблюдается два актуальных направления в создании храма. Первое связано с антипатией к современной культуре, из-за чего архитектурные тенденции уходят в искусственное подражание формам прошлого. Второе направление отражает поиск новых концепций и реновации старых под самые неожиданные функции. Причем в процессе формопоиска новое храмовое пространство обезличивается. Появляются абстрактные элементы: белые стены, простые геометрические линии окон и дверей, чистые объемы. Пространство становится метафизическим без какого-либо символического обозначения.

Однако в старые времена храм содержал в себе множество символов и даже целую летописную историю человечества. Церковная архитектура, по сути, была транслятором информации: настенная живопись отражала сюжеты бытия (ветхозаветные, страсти Христовы), скульптурные украшения фасадов ориентировали по сторонам света, и сама архитектура подчинялась силам природы. Эти вещи помогали формировать мировоззрение людей и воспитывать в них духовную личность.

Сейчас реалии таковы: можно получать информацию, сидя дома. Например, образование организовано в дистанционном формате через интернет. Живое социальное взаимодействие между людьми ограничено. Общение происходит по телефону или через сеть. К тому же, за последние сто лет появилось достаточное количество неверующих. Вследствие ряда этих причин, люди стали меньше посещать храм, т.к. культурное обогащение в процессе цифровизации происходит уже не через дом Божий, а через другие источники (тот же интернет).

Я считаю, что в современном мире традиционный старый храм утратил значение культурного целого. Жизнь поменялась. Символы прошлого стали не актуальны и просто непонятны современному человеку

"Символы прошлого стали не актуальны и
просто непонятны современному человеку"
Пространство устаревает - это естественный процесс, который толкает архитекторов на изобретение нового. На мой взгляд, одним из современных изобретений архитектурной мысли является наполнение храмовой архитектуры различными функциями. Кроме религиозных задач (проведения обрядов и ритуалов), церковь начала выполнять культурно-досуговые, общественно-театральные функции и даже развлекательные. Все это сформировало такое понятие, как многозадачность сакрального пространства.

Одним из первых новаторов на тему многозадачности храмовой архитектуры был Ф.Л. Райт. Еще в начале XX века он спроектировал церковь в Иллинойсе под названием храм «Единства». Архитектор попытался не разделять пространство для бога и людей. Райт строил «Во славу Господа и для нужд человеческих», - именно такие слова венчают главный вход. Причем из-за скромного участка и плотного окружения вход в храм Единства завуалирован. Человеку надо подняться по лестницам и пройти за низкую стену, где выполнена эта бронзовая надпись: «For the worship of God – and the service of man».

Внешне храм состоит из двух объемов: квадратный зал для молитв и прямоугольный дом единства - общественное пространство для встреч. В плане эти пространства соединены так, что образуют крест, что весьма символично. Райт хотел, чтобы здание храма сочетало в себе реальность и опыт, традиции и современность. Для того времени это был храм, которого нигде еще не видели. Фасад храма получился вполне в духе архитектора: приземистые бетонные корпуса украшали квадратные колонны с любимым растительным орнаментом Райта. Небольшие окна располагались высоко, крыша нависала вперед.

Удивительная обстановка внутри отличается от внешней строгости. Кажется, что квадраты и прямоугольники в потолке буквально парят в воздухе, а вместе с ними и вся деревянная отделка (панели и решетки). Такого ощущения помогают достичь двадцать пять витражных фонарей, ритмично расположенных по всему периметру кровли. Пространство буквально заливает золотисто-янтарный свет. Для Ф.Л. Райта было важно «чувство того, что внутри». По его мнению, чувство пространства - это и есть настоящая архитектура.

"Чувство пространства - это и есть
настоящая архитектура"

На вопрос «как создать настоящую современную церковную архитектуру» попытались ответить авторы проекта «Saemoonan». Коллектив из бюро Seoinn Design Group создал многозадачный храм через 100 лет после шедевра Ф.Л.Райта. Я думаю, что авторы постройки в какой-то степени продолжают мысль единства, заложенную когда-то Райтом.

Изначально архитекторы спроектировали «Saemoonan» в Южной Корее с целью создать новый объем для старейшей протестанской церкви. По итогу коллектив бюро расширил границы своей цели и предложил храм в контексте многофункционального общественного пространства. Авторы проекта попытались сблизить людей и веру, показать храмовую архитектуру через современную призму времени.


"Авторы проекта попытались сблизить людей
и веру, показать храмовую архитектуру через
современную призму времени"
Рассмотрим храм «Saemoonan» подробнее. Основное функциональное помещение для служб находится сразу на нескольких этажах — с третьего по пятый, что позволяет вмещать большое количество прихожан. Помимо сакральной части, объем наполнен и другими пространствами: на первом этаже есть большой ресторан, наверху — кафе. В шпиле расположились небольшая часовня и обсерватория, а в соседней, чуть более широкой башне, — офисы, залы для лекций и учебные классы. По сути, церковное пространство может использоваться для множества различных задач. Одновременно в здании может проходить служба и образовательный процесс или, скажем, экскурсия с обеденным перерывом в ресторане.

Важно, что архитектурная среда храма получилась открытой для всех желающих. Это можно увидеть на генеральном плане. Фасад будто бы изгибается и вовлекает в своё пространство соседние здания и людей, проходящих по улице. Данные архитектурные решения способствуют привлечению большего числа людей к культуре и вере.

Концепция открытости и сближения «красной линией» проходит в планировках зала для богослужения. Пространство имеет округлую форму с центром в алтарной части. Можно говорить о том, что зал напоминает нам театральное помещение. Это еще раз подчеркивает то, что церковь больше не является традиционным храмом. Возникают новые трактовки, и от того обогащается церковная архитектура.

Для архитекторов в проекте «Saemoonan» важно было отдать дань истории и традициям, но в то же время создать современной образ.

"Архитектура – это живая субстанция"
По итогу хочется сказать, что много веков подряд традиционный храм транслировал нам базовые христианские ценности. И сейчас, с течением времени, мы, как профессионалы, продолжаем следовать этим вечным ценностям. Но мы уже интерпретируем их с помощью новых решений. Архитектура – это живая субстанция. Она должна поистине дышать современностью. Главное - тактично объединять сегодняшние многофункциональные планировочные тенденции с сакральным местом силы и не бояться изобретать.


Виолетта Цыбина
Архитектор
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор


Follow
Следите за нашими обновлениями