Обзор 10 российских усадеб XIX-XX в.в.

Краткая характеристика зданий. Стили архитектуры.

Часть 1.

Введение

Я, как человек, имеющий непосредственное отношение к архитектуре, очень люблю гулять по улицам наших российских городов. Правда была я не везде, но с уверенностью могу сказать, что в тех городах, которым больше 200 лет, обязательно найдется старинный дом или усадьба, являющиеся памятником архитектуры. На эти здания нужно обращать внимание, ведь это наше достояние, связанное с предками. И сегодня я хочу рассказать вам о первых 5 домах-усадьбах, расположенных на территории России. Вместе с вами мы отправимся в виртуальное путешествие по этим городам, окунемся ненадолго в прошлое и узнаем историю создания. А, может, вы даже узнаете это место, но откроете для себя что-то новое и полезное.

1. Усадьба Сандецкого. Г. Казань. ( р.Татарстан)

Начну я свой обзор, пожалуй, с города Казани, что расположен в республике Татарстан на левом берегу Волги. Являясь столицей, этот крупный город – «миллионник» основан более 1000 лет назад. А это значит, что здесь мы с вами обязательно рассмотрим одно из зданий, являющимся старинной усадьбой, а также памятником архитектуры.



Усадьба Сандецкого – это старинный памятник архитектуры конца XIX века. Жил в этом доме генерал, командующий Казанским военным округом – Александр Генрихович Сандецкий.

За свою службу в армии Сандецкий был награжден 10 орденами, 5 медалями, 3 знаками отличия, благодарностью. Прожил он в этой усадьбе недолго, в общей сложности около 7-и лет. В 1917 году его обвинили в казнях во время первой русской революции, он был отправлен в Москву, где его карьера завершилась.

"Усадьба Сандецкого – это старинный памятник архитектуры конца XIX века"
Это место считается одним из самых красивых домов-усадеб города Казани. По адресной книжке города была определена дата постройки - 1906 год. А вот имя архитектора так и не известно. Сначала авторство приписывали казанскому архитектору Карлу Мюфке, но официальных данных так и не обнаружили. В советское время считалось, что, возможно, автором фасадов был Федор Амлонг, выпускник Петербургской академии художеств, который удачно скопировал уже чей-то готовый проект и вписал его в существующую застройку. Однозначного мнения по этому поводу нет, поэтому на данный момент автор так и остался неизвестен.

В советское время здесь располагался туберкулезный диспансер, в связи с этим, внутренние планировки и небольшая часть экстерьера были частично изменены, но внешний облик достаточно сохранился. Перед универсиадой были отреставрированы фасады здания.

"Это место считается одним из самых красивых домов-усадеб города Казани"
С 1967 года в этом здании расположен музей Изобразительных искусств республики Татарстан с сохранившимся парком на территории. Стены особняка украшает богатейшая коллекция икон и живописных полотен Рокотова, Айвазовского, Брюллова, Крамского, Репина, Шишкина, Левитана, Кустодиева, Фешина. На данный момент, по данным Министерства Культуры р. Татарстан, выполнены усиление конструкций, ремонт стилобата, кровли и фасада, реставрация 16 керамических печей и лестниц, ремонт и монтаж металлоконструкций, ремонт проемов, ремонт внутренних сетей инженерно-технического обеспечения, внутренние отделочные работы.

"С 1967 года в этом здании расположен музей Изобразительных искусств республики Татарстан с сохранившимся парком на территории"
На фото выше мы можем посмотреть на стиль здания, выделить основные моменты.

Здание расположено на пересечении двух улиц: Муштари и Карла Маркса. С каждой улицы расположено по входу: первый (восточный вход) выходит на улицу Муштари и выполнен в виде портика с двумя колоннами и гербом над входом, а со стороны ул. Карла Маркса (северный вход) оформлен четырьмя колоннами и круглым окошком над дверью. У южного фасада здания расположен фонтан овальной формы. Над дверьми входов – кованые навесы.

Само здание представляет собой выдержанную объёмно-пространственную композицию ансамбля, флигеля и парка с оградой. По мнению экспертов – бо´льшая часть фасадов была сохранена. Первый этаж основного здания с узкими окнами обработан горизонтальным рустом. Арочные окна венчаются замковыми камнями на первом и втором этажах над главным входом. Остальные стены второго этажа гладкие, с прямоугольными окнами и профилированными наличниками. Карниз опирается на кронштейны валютообразной формы. Крыша здания завершается ажурными металлическими решетками. Южный же объём здания лишен декора, в декоративном убранстве фасадов использованы те же формы, что и в главной части здания, но они более строги и графичны.
"Само здание представляет собой выдержанную объёмно-пространственную композицию ансамбля, флигеля и парка с оградой"

Декоративное убранство ограды связано с архитектурой основного особняка и флигеля.

Таким образом, сочетание разных элементов конструкций, таких как стекло, каменные конструкции и металлические элементы, выявляют черты, характерные для стиля «модерн» или новый стиль (так называли его в России), модного в то время направления в архитектуре.

В любом случае – здание интересное, с непростой судьбой. Если будете в Казани – обязательно посетите, тем более, это музей с картинами известных всему миру художников.

"В любом случае – здание интересное, с непростой судьбой"
2. Дом Купца Башенина. Г. Сарапул. (Удмуртская республика)

Рядом с республикой Татарстан расположилась еще одна республика – Удмуртская. И есть там небольшой город, расположенный на правом (высоком) берегу р. Кама. Этот город – Сарапул (в пер. с чувашского «желтая рыба»), старинный купеческий город, являющийся крупным промышленным центром Удмуртии. Первое упоминание о нем было в 1579 году, а статус города присвоен в 1780. Город я выбрала неспроста – здесь я родилась и жила до 17-и лет. И, конечно, я не смогла пройти мимо памятников архитектуры города и выбрала, на мой взгляд, один из интереснейших – дом купца Башенина.



К сожалению, старых фотографий первоначального облика дома сохранилось мало, но известно, что уже в 1904 году дом обладал очертаниями эркеров и кровлей с характерным зубчатым парапетом. Именно кровля этого дома послужила названием, принятым народом – царь-дом. Поэтому годом постройки можно предположительно считать 1904.

Сам Павел Башенин являлся крупным меценатом, городским главой города Сарапула, общественным деятелем и почетным гражданином с 1911 года. Этот дом, построенный Башениным, являлся визитной карточкой и украшал город.

"Уже в 1904 году дом обладал очертаниями эркеров и кровлей с характерным зубчатым парапетом...царь-дом"
Внутреннее убранство дома поражало своей красотой и богатством, на потолках висели хрустальные люстры, а полы украшали дорогие ковры. После смерти Башенина, в 1910-х годах в здании располагался комитет Красного креста во время революции, далее – Дворец труда и городская детская больница. К сожалению, со временем дом обветшал и утратил былую роскошь и не использовался более 30-и лет. Долгое время власти искали инвесторов на реставрацию здания, но результатов не было.

К счастью, такие люди нашлись, и в 2016 году летом здание было отреставрировано. Архитектурные элементы, по возможности, привели в первозданный вид, были также установлены флюгеры на кровле, кованые ворота, площадки перед входами. Новый пристрой дома был выполнен в желтом цвете, чтобы было видно отличие от существующего здания. К сожалению, о первоначальных цветах информации не сохранилось. Сейчас в этом здании расположена клиника «Камский доктор».

"Внутреннее убранство дома поражало своей красотой и богатством, на потолках висели хрустальные люстры, а полы украшали дорогие ковры"
Давайте посмотрим на фото и определим стиль здания.



Здание расположено на улице Труда, и когда-то его окна выходили на берег реки Кама.

В этом доме использованы приемы, характерные для популярных в ту эпоху стилей, такие как неоготика (псевдоготика) – а это ажурные детали и зубчатый карниз, наличие арочных витражных окон.

Но преобладает в данном случае неорусский/псевдорусский стиль, характерный для конца XIX начала XX в.в.

Это становится очевидным, стоит только взглянуть на его парапет с треугольными фронтонами, кокошники, полуколонны, арки, фигурную кирпичную кладку.

Здание расположено таким образом, что фасады можно рассмотреть с нескольких ракурсов. А выступающие эркеры придают дому особый пространственный объём.

Если вы еще ни разу не были в этой стороне, то обязательно посетите это место, я думаю, это будет познавательно и интересно.

"Но преобладает в данном случае неорусский/псевдорусский стиль, характерный для конца XIX начала XX в.в."
3. Деевский особняк (усадьба) в д. Знаменка. (р. Башкортостан)



Уехав из Удмуртии, мы можем далее добраться до республики Башкирия. И поедем мы с вами не в столицу Башкирии (г. Уфа), а в маленькую деревеньку, что находится в Белебеевском районе республики и величается Знаменкой. «Что же такого интересного находится в деревне?» спросите вы. Отвечаю: оказывается, здесь тоже в свое время был построен особняк русским помещиком – Николаем Васильевичем Деевым, который получил в этих краях в наследство спирт завод.

Здание было построено в начале XX века вышеупомянутым русским богачом того времени. Само здание состоит из трех этажей, выполнено оно из благородного красного кирпича. На первом этаже располагались бальные помещения с балконами, а на втором и третьем - комнаты хозяев и прислуги. Вокруг здания был разбит искусственный сад с прудом для прогулок, также были высажены деревья, создающие тень. Из бальных помещений вели выходы в этот сад.


"Само здание состоит из трех этажей, выполнено оно из благородного красного кирпича"


Во время Великой отечественной войны здесь располагалась школа снайперов, а позже сюда въехала Знаменская средняя школа и какое-то время стены украшались серпами и звёздочками красной армии. С 1978 года здание, к сожалению, так и остается бесхозным. В 1990 году его пытались восстановить, и даже сделали новый купол. Но, к сожалению, денег не хватило, а купол сгорел в 2000 году. Сейчас здание находится в плачевном состоянии, крыши почти не осталось, внутри сохранена кое-какая лепнина. Но самое главное, что стены сохранили свое былое богатство и красоту. Хочется верить, что найдется инвестор, и здание приведут в надлежащий вид.

Давайте посмотрим на фото и определим стиль здания.

"Судя по полукруглым выступающим эркерам и колоннам, здание выполнено в классическом русском стиле"
Судя по полукруглым выступающим эркерам и колоннам, здание выполнено в классическом русском стиле. Красный кирпич определяет статус и изящность здания. Карнизные выступающие части создают дополнительный объём. Скорее всего, здание в свое время напоминало дворец, и бальные помещения тому доказательство. К сожалению, фото архивных я не нашла, но даже по существующим видно, насколько здание поражает своим благородством и красотой.



Я думаю, что, побывав в Башкирии, нужно обязательно посетить это место и проникнуться духом былого времени.

4. Музей «Усадьба Рукавишниковых». Г. Нижний Новгород. (Нижегородская область)

Продолжая свое «путешествие» по городам России и их усадьбам, мы очутились в Нижнем Новгороде.

Город находится в Центральной России, является административным центром Приволжского Федерального Округа. И основан он 800 лет назад. И, конечно, имея богатую историю, невозможно не прогуляться по городу и не посмотреть его архитектуру. Сегодня мы выделим одно из самых красивых зданий в городе - Дворец-усадьбу Рукавишниковых.


Изначально здание было построено как двухэтажный особняк из камня в 1840-х г.г. владельцем сталелитейного завода Г.М. Рукавишниковым. Но позже его наследник решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в роскошный комплекс с домом в виде Итальянского палаццо. Реконструкцией особняка занялся приглашенный московский архитектор П.С. Бойцов, задачей которого было превратить небольшой дом в настоящий дворец. А художник из Петербурга Микешин должен был выполнить чертежи экстерьера фасадов, которыми в данный момент украшен наружный декор здания (но данные о художнике до сих пор являются неточными), а, по мнению литературных экспертов, бо´льшую роль в создании и реконструкции здания дворца сыграл инженер-архитектор Роберт Килевейн.

"Изначально здание было построено как двухэтажный особняк из камня в 1840-х г.г. владельцем сталелитейного завода Г.М. Рукавишниковым"
Архитектор сохранил несущие стены здания, но надстроил третий этажи пристроил ко входу мраморную лестницу с южной стороны, украшенную лепниной и росписью.

Внутреннее убранство здания покрыто дорогим художественным паркетом, а также отделка стен отличается особой роскошью. На территории внутри имеется уютный дворик с фонтаном и верандой. Этот дворец являлся показателем богатства и достатка данной семьи: при 50-и жилых комнатах дом был построен для семьи всего лишь из 8-и человек.

"Бо´льшую роль в создании и реконструкции здания дворца сыграл инженер-архитектор Роберт Килевейн"
Потом архитектурный комплекс несколько раз реставрировали.

В 1935 и 1980 годах проводились работы по восстановлению скульптурных и архитектурных элементов фасадов и убранства здания. По старому образцу были воссозданы ворота, ведущие на территорию. 3 ноября 1983 года комплекс взят под охрану как памятник архитектуры областного (по ныне действующему законодательству — регионального) значения.

Сейчас в здании расположен Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Посмотрим на фото и определим стилистику здания.

Восточная часть архитектурного ансамбля выполнена в духе итальянского палаццо – это лепнина и декор в стиле барокко, эта часть является акцентом всего здания и выходит на Верхне-Волжскую набережную. В центральной части расположен флигель, представляющий собой стиль классический и барокко, на фасаде мы можем наблюдать межэтажные пояса, карнизы и ниши, окна имеют профилированные наличники, верх украшен замковыми камнями.

Остальные корпуса и ворота выполнены в едином стиле с основным зданием и также имеют богатый декор.

"Восточная часть архитектурного ансамбля выполнена в духе итальянского палаццо – это лепнина и декор в стиле барокко, эта часть является акцентом всего здания и выходит на Верхне-Волжскую набережную"
Радует, что у таких зданий есть статус памятника. И теперь, приехав сюда в качестве гостя, мы уже знаем, что можно посмотреть, гуляя по улицам и исторической части города
5. Дом Маргариты Черновой. Г. Ростов-на-Дону. (Ростовская область)

Ну и завершим мы нашу первую часть путешествия по памятникам-усадьбам в городе, являющемся административным центром южного федерального округа – Ростове-на-Дону.

Название города говорит само за себя – он расположен на обоих берегах реки Дон.

Город является крупным транспортным узлом России, и проживает здесь более 2 млн. человек. Основан он был в 1749 году, а статус получил в 1807. Поэтому я точно могу сказать – нам есть, что посмотреть здесь.

В 1899 году здесь был построен двухэтажный особняк на улице Большая Садовая. Заказ был выполнен для известной актрисы того времени – Маргариты Черновой (по одной из версий - от влюбленного в нее купца Парамонова. Но на самом деле заказчиком выступил ее муж, который впоследствии оформил документы на свою жену. Архитектором выступил Н.А. Дорошенко.


"В 1899 году здесь был построен двухэтажный особняк на улице Большая Садовая. Заказ был выполнен для известной актрисы того времени – Маргариты Черновой (по одной из версий - от влюбленного в нее купца Парамонова"


В этом роскошном сооружении со сцены, расположенной в угловой части дома, выступали известные гости – например, такие, как Федор Шаляпин и Николай Гумилев.

В советское время здание использовалось как архив Ростовской области. В 2001 году закончилась последняя реставрация, и сейчас здание имеет практически свой первозданный вид. Ну а нынешнее его назначение – это отделение местного банка.

Давайте посмотрим особенности стиля здания.

Здание расположено на Большой садовой улице и представляет собой угловую постройку с выраженным входом, над которым расположен балкон с балюстрадами. Окна здания выдержаны строго в одном стиле и обрамлены декором в виде полуколонн, а простенки первого этажа выделены рустовкой для придания дополнительного объёма. Башенка, являющаяся также эркером, венчается куполом с позолоченным карнизом. Здание смотрится очень гармонично, благородно и характеризуется также смешением элементов и стилей, характерных для того времени. Его можно назвать эклектичным, с нотками модерна и барокко
Вывод
Таким образом, мы с вами виртуально «прогулялись» по пяти разным, но таким неповторимым зданиям, немного окунулись в тот мир, где для зажиточного человека того времени необходимо было показать свой статус в обществе. И чем богаче и благороднее был декор и внутреннее убранство, тем важнее было его место в жизни. Несомненно, гуляя по улицам России, можно увидеть огромное количество красивых зданий, проживших долгую жизнь. Но, к сожалению, не всем зданиям повезло быть восстановленными и вернуть свою былую мощь и харизму. Будем надеяться на лучшее и на ближайшее восстановление утраченной роскоши.

Ну, а наша история еще не закончена. И в следующей части я вам расскажу еще о 5-и интересных постройках того времени.


Список используемой литературы и источников информации:

1. Prousadbi.ru; moisarapul.ru (Дом Башенина)

2. Rt-online.ru; Russia.travel; обследование зданий mincult.tatarstan.ru (от 11.06.2017) (Усадьба Сандецкого)

3. Redeveloper.ru (Деевская усадьба, Знаменка)

4. Tonkosti.ru (Дом Маргариты Черновой)

5. Museum.ru (Усадьба-дворец Рукавишниковых)


Виктория Табакаева
архитектор,
35 лет
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор

Follow
Следите за нашими обновлениями