ОБЗОР 10 РОССИЙСКИХ УСАДЕБ XIX-XX В.В.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЙ. СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ.

ЧАСТЬ 2.
Введение

Продолжая наше виртуальное путешествие по городам России, пришло время рассказать вам во второй части нашего обзора еще о 5-и не менее интересных зданиях, являющихся когда-то роскошными усадьбами и домами зажиточных людей того времени. Думаю, после статьи у вас появится желание и прекрасная возможность посетить хотя бы несколько из этих мест.


6. Дом Купца Шадрина. Г. Барнаул.



Интересная и старинная архитектура присутствует не только в центральной части России, но также и в сибирских городах. Один из таких городов – это Барнаул. Является крупным административным центром Алтайского края. С 1937 года имеет статус города. Расположен на юге Западной Сибири в месте впадения реки Барнаулки в Обь.

В городе немало старинных зданий, которые я успела изучить, прожив в нем 10 лет. Но одно из них мне запомнилось особенно. Речь пойдет о Доме Купца Шадрина, который по сей день является архитектурным памятником начала XX века.

Дом является одним из самых ярких и интересных примеров деревянного зодчества города Барнаула. Был построен перед Первой мировой войной по заказу двух братьев: купцов Федора и Константина Шадриных. К сожалению, автор проекта неизвестен.




"Дом является одним из самых ярких и интересных примеров деревянного зодчества города Барнаула"
После войны и национализации в доме располагался дом для детей-сирот, позже административные и профсоюзные учреждения, школа, детский сад. После Великой Отечественной войны здесь даже какое-то время просуществовал жилой дом на несколько квартир. В 1976 году в здании произошел пожар, были уничтожены некоторые элементы декора фасадов и интерьера. Потребовалось восстановить здание. И по старым фотографиям, а также обмерным чертежам, в 1978 году здание было восстановлено под ресторан «Русский чай», позже «Император». Автором чертежей являлся архитектор А.П. Долнаков.

Давайте посмотрим на фото здания и проведем анализ.

Это типичный двухэтажный особняк, выполненный полностью из дерева и богато украшенный резьбой на фасадах.


"Располагается он вдоль проспекта Красноармейский в старой части города"
Располагается он вдоль проспекта Красноармейский в старой части города. И проезжая по дороге на общественном транспорте или машине, нельзя не обратить на него внимание, ведь он притягивает взгляд необычным ассиметричным фасадом с двумя глубокими лоджиями на втором этаже, а также башенкой, увенчанной шатром с фонариком на кровле.

Парадный вход тоже оформлен аркой и резьбой. В целом, зданию присущ стиль модерн, характерный для того времени. Все окна имеют деревянные наличники под цвет фасада.

Так как здание старинное и требует время от времени ремонта, в настоящее время ведутся реставрационные работы, чтобы привести здание в первоначальный вид.
7. Усадьба И.Д. Асташева. Г. Томск

Следующим городом, в котором есть интересная усадьба, заслуживающая нашего внимания, будет город Томск.

Город – административный центр Томской области и района. Старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр. Основан в 1604 году и имеет большое количество деревянных и каменных памятников архитектуры.

Один из них мы с вами сегодня рассмотрим. Это здание – Усадьба И.Д. Асташева.

Дом этот был построен в 1838-1842 г.г. архитектором А.П. Деевым, (но данные эти не подтвержденные), для известного томского золотопромышленника, именем которого и была названа впоследствии усадьба.

Основой для проекта послужили альбомы Комиссии каменных строений Санкт-Петербурга и Москвы, которые рассылали по стране еще в конце XVIII века, так называемые типовые проекты каменных зданий, без которых нельзя было строить дома в то время.

На первом этаже располагалась библиотека Асташева, а также вспомогательные помещения и часть жилых комнат, на втором – бальный зал, гостиная, кабинет и.т.п.


"Основой для проекта послужили альбомы Комиссии каменных строений Санкт-Петербурга и Москвы, которые рассылали по стране еще в конце XVIII века, так называемые типовые проекты каменных зданий, без которых нельзя было строить дома в то время"
В 1847 году золотопромышленнику продали часть земельного участка рядом с домом, где впоследствии он построил двухэтажную контору, в которой он занимался своим промыслом.

В 1865 г. архитектором Андреем Константиновичем Македонским рядом с уличным флигелем были возведены двухэтажные кладовые.

К 70 гг. XIX века усадьба Асташева включала в себя основной дом, флигель, двухэтажные кладовые, конюшни, каретный сарай, амбары, погреб, каменную баню. В восточной части фасада располагался роскошный сад, который горел, но в дальнейшем был восстановлен.

После смерти владельца его сын продал дом. Его купило Томское духовное ведомство и расположило в нем Архиерейский дом.

В 1913 г. в Архиерейском доме были проведены водопровод, канализация и электричество, установлена современная отопительная система (калориферы).

В здании также были расположены: подотдел искусством работников просвещения; народного образования; в 1920 году его взяли под государственную охрану.

В октябре 1922 г. музей получил свое название – Томский краевой музей.

В августе 1949 г. здание музея было закрыто на ремонт.

9 мая 1952 г. состоялось торжественное открытие Областного краеведческого музея.

В 1986 г. Областной музей был закрыт для посетителей, а в сентябре 1988 г. начался ремонт здания.


"Это один из немногих ансамблей, сохранившихся как памятник архитектуры XIX века"
После длительного периода реконструкции здания 2 октября 1997 г. состоялось открытие первых пяти залов музея.

Собрание Томского краеведческого музея насчитывает сейчас более 120 тыс. единиц хранения. В настоящее время открыты 12 залов, в которых действуют выставки.

Для анализа здания давайте посмотрим на фото.

Так как дом предназначался для проживания богатого человека, то и состоял из трех частей: хозяйственная, где располагались все вспомогательные помещения, жилая – покои для хозяев, родственников, детей и прислуги. Третья часть – парадная, где были богатые, просторные комнаты с высокими потолками, выходящие на улицу.

Парадную анфиладу с другими частями здания соединял внутренний коридор. Внутреннее убранство было богатым, об этом говорила изысканная деревянная мебель, росписи на стенах, картины. Такой внутренний стиль в то время назывался Ампир.

Сам ансамбль расположен на пересечении улиц Ленина и Фрунзе, что делает дом просматриваемым со всех сторон. Фасады здания украшены колоннами, угловыми рустами. Окна венчаются замковыми камнями, а на кровле имеется зубчатый карниз. Это один из немногих ансамблей, сохранившихся как памятник архитектуры XIX века.


8. Дом (особняк) купца Мясникова. г. Вольск.

Многие знают и слышали про город Саратов, но мало кто знает, что в Саратовской области есть небольшой город Вольск – административный центр Вольского района вышеназванной области. Расположен на правом берегу Волги, в 147 км от города Саратов. С 1780 года имеет статус города.

В городе имеется несколько каменных сооружений, являющихся памятниками архитектуры. Одно из них мы с вами рассмотрим.

Здание носит статус объекта культурного наследия и когда-то являлось особняком купца Василия Мясникова. Построено было в 1810 году. Позже, в 1840 году, владелец здания заказал губернскому архитектору Г.В. Петрову проект нового здания, но в итоге оно было вписано в существующую застройку. Комплекс продали сначала под магистрат, затем Городской управе.

Через два года архитектор добавил к фасадам здания дополнительный декор.


"Здание носит статус объекта культурного наследия и когда-то являлось особняком купца Василия Мясникова."
Позже в этом здании располагались: Вольский художественно-исторический музей, сейчас это отдел истории Краеведческого музея. В 1960 году ему был присвоен статус памятника Федерального значения.

В этом году был объявлен тендер на реставрацию здания, после чего в нем также будет располагаться отдел Вольского краеведческого музея.

Чем же интересен этот памятник – бывшая купеческая усадьба? Давайте посмотрим на фото.

Мы с вами видим, что здание трехэтажное, как оказалось, с двумя подвалами. Планировка помещений анфиладная. Эксперты отметили отсутствие украшений, декора и лепнины.

Зато присутствуют портики с шестью колоннами с каждой стороны, а посередине расположена полуротонда. Такой стиль близок к «русскому ампиру или классицизму», как его тогда характеризовали эксперты.


"Здание будет полностью отреставрировано, включая конструкции внутри здания, а также будет благоустроена территория вокруг особняка"
По улице Революционной к зданию примыкает сохранившийся кирпичный забор с воротами и калиткой, с этой же улицы осуществляется вход через небольшое крыльцо с чугунным декором на двух опорных столбах.

Здание будет полностью отреставрировано, включая конструкции внутри здания, а также будет благоустроена территория вокруг особняка.

Думаю, после реставрации это место однозначно стоит посетить.


9. Усадебный жилой комплекс А.А. Максимова. Г. Севастополь.
Конечно, все мы знаем про наш город-герой Севастополь. Расположен он на юго-западе Крымского полуострова, на побережье Черного моря. Основан был в 1783 году и носил название Ахтиар (белый крутой берег/обрыв у моря. Перевод с крымско-татарского). После был переименован в Севастополь.

Сейчас это крупный военно-морской город Федерального значения (согласно федеративному устройству России). И, конечно, здесь сохранились постройки и здания, о которых стоит упомянуть в данной статье.


Расскажу я вам о Максимовой даче – крупном жилом комплексе начала прошлого века.

А.А. Максимов являлся крупным подрядчиком и главой города Севастополь.

В начале ХХ века он поручил известному архитектору и фотографу того времени – В.А. Фельдману – строительство комплекса, которое велось в Хомутовой балке. Место возведения данного сооружения представляло собой местность, окруженную холмами. Предстояла довольно трудная работа по облагораживанию ландшафта и территории. Фельдман успешно справился с задачей. Были построены несколько каскадов прудов, подземные потерны (хранилища воды), система стока воды, декоративные бассейны.

Также для обслуживания хозпостроек возведены конюшни, бани, теплицы скотного двора и прочего; был спроектирован водовод, который впоследствии пережил войну, разруху и революцию. Даже сегодня на территории имеются участки, не тронутые коррозией.


"Также для обслуживания хозпостроек возведены конюшни, бани, теплицы скотного двора и прочего; был спроектирован водовод, который впоследствии пережил войну, разруху и революцию"
После постройки гидросистемы был разбит парк из редких цветов, кустарников и декоративных растений.

Южнее усадьбы для Максимова был построен небольшой винный завод с подвалами.

Самыми крупными постройками в парке были летние: охотничий и арабский домики.

Наиболее насыщена постройками была верхняя часть парка.

В ней был расположен каскад искусственных бассейнов, два из которых повторяли по форме контуры Черного и Азовского морей.

Вообще парк А. А. Максимова был царством воды. Вода пронизывала всю парковую зону усадьбы.

Также на территории усадебного комплекса были высажены редкие сорта винограда – из него готовили превосходное вино.

К сожалению, усадебно-парковый комплекс не сохранился в своем первозданном виде. Пережив революцию, войны, вандализм, он сохранил лишь небольшую часть прудов, кое-где остались каменные постройки и ландшафтные решения в виде переходов, лестниц, подъемов и.т.д.


"Вообще парк А. А. Максимова был царством воды. Вода пронизывала всю парковую зону усадьбы"
Но мы с вами можем взглянуть на архивные фото и посмотреть, что же представлял собой этот огромный комплекс.

Дом Максимова был задуман в стиле классицизма и неоренессанса.

Композиция западного фасада представляла собой несимметричный объем с двумя выступающими ризалитами и щипцами, с двускатной крышей на деревянных консолях.

Оформление фасадов В. А. Фельдман реализовал с сохранением традиционного декора неоклассицизма — наличников, украшенных декоративными замковыми камнями. Оригинальным был каменный аркбутан, соединявший третий и четвертый ярусы.

Главный въезд оформлен полукруглым портиком, опирающимся на девять колон. Над портиком находился балкон. Первый этаж дома был увит плющом и диким виноградом.

Дом Алексея Андреевича в Хомутовой балке был задуман как комплекс, предполагавший не только комфортный отдых и проживание в нем его семьи, прислуги, гостей, но и самостоятельное хозяйственное производство.

Уже тогда, в начале XX века, у многих севастопольцев Максимова дача вызывала восторг и восхищение.


"Дом Максимова был задуман в стиле классицизма и неоренессанса"
Жаль, что время беспощадно над такими уникальными зданиями и комплексами.

Но на данный момент это место охраняется государством, является памятником архитектуры регионального значения и одним из любимых мест для отдыха местных горожан.



10 . Усадьба Храповицкого «Муромцево». Владимирская область.
Ну и завершим мы наш виртуальный обзор памятников и усадеб XIX-XX веков в поселке Муромцево, что находится в Судогодском районе Владимирской области. Первое упоминание о нем было в 1678 году. В XIX веке оно принадлежало семье полковника Владимира Храповицкого.

Как раз об Усадьбе Храповицкого в Муромцево и пойдет наша речь в данной статье.

В 1884 году полковник Лейб-гвардии Гусарского полка Владимир Храповицкий становится владельцем имения в Муромцево, понимает, что дом очень стар и запущен, и решает привести его в надлежащий вид. За помощью он обращается к известному архитектору Петру Бойцову. Тогда же началось строительство данного дома. В едином стиле был возведен двухэтажный особняк с каскадом прудов, а также прилегающие к нему постройки и сооружения.


"В едином стиле был возведен двухэтажный особняк с каскадом прудов, а также прилегающие к нему постройки и сооружения"
В том же 1884 году вокруг строящегося главного дома впервые был разбит французский сад в виде расходящейся лучами звезды, взятой в квадрат аллей.

В 1906 году было возведено правое крыло здания с более высокой башней, но архитектором выступил уже не Бойцов.

По завершению строительства во дворцовом комплексе уже насчитывалось более 80-и комнат. Здание было оснащено всем необходимым: электричеством, водопроводом, канализацией и телефоном. Помимо главного дома на территории располагались музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду, водонапорная башня, музыкальная школа для детей-сирот и даже маленькая копия Мариинского театра.

К сожалению, после революции и войны замок был разграблен и частично уничтожен. До 2013 года замок-усадьба использовался как местное пристанище для бездомных. В 2014 году здание передали в ведение Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сейчас на территории заповедника находится охрана, место окружено забором и здесь же проводят экскурсии.

Что же интересного в архитектуре этого настоящего замка мы с вами можем увидеть?


"В 2014 году здание передали в ведение Владимиро-Суздальского музея-заповедника"
Если рассматривать все вместе, как единый дворцово-парковый комплекс, мы видим, что выполнен он в стиле европейских средневековых замков. Круглая башенка с зубчатым карнизом, узкие и высокие окна, как прямоугольные, так и арочные. Прототипом этого ансамбля стал замок в Шотландии Балморал. Здесь же присутствуют как стиль неоготика, так и элементы стиля замков Шато, основанных на французской ренессансной архитектуре с XV-XVII в.в.

Безусловно, этот полуразрушенный комплекс, являющийся памятником архитектуры и охраняемый государством, стоит посетить. Потому что такие здания в средней полосе России встречаются редко, и тем интереснее и познавательнее о них узнавать.


Вывод
Почему я рассказала Вам историю памятников, усадеб и домов того времени? Потому что, к сожалению, время беспощадно не только над природой, но и над нашим культурным достоянием. Ведь многие из этих зданий через какое-то время просто исчезнут с лица земли, потому что им не посчастливится быть восстановленными. Поэтому, пока у вас есть время и желание, обязательно съездите, взгляните вживую. И будем верить, что найдутся инвесторы и для пустующих ныне домов, и когда-то в них снова будет кипеть жизнь.



Список используемой литературы и источников информации:

1. Visitaltai.info/architectura

2. Kraeved.lib.tomsk.ru

3. Business-vector.info

4. Jalita.com

5. Tripandme.ru



Виктория Табакаева
архитектор,
35 лет
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор

Follow
Следите за нашими обновлениями