Многие археологические находки свидетельствуют о том, что убежденность в потусторонней жизни существовала уже в первобытном обществе. В течение тысячелетий человечество пыталось найти ответы на вопросы, где и как протекала загробная жизнь. Смерть всегда находилась за гранью человеческого понимания во многом из-за своей неизбежности, а порой из-за неожиданности и беспричинности. Смерть разными религиями воспринимается по-разному: иногда это наказание за греховную жизнь, а иногда – награда, заключающаяся в вечной загробной жизни. Вся погребальная архитектура разных времён и в разных частях света демонстрирует представления человека о завершении его земного пути и в зависимости от мировоззрения преследует две основные цели: создать условия для дальнейшего существования в ином мире и увековечить память умершего.
В нашей стране и культуре самый распространенный тип захоронений – это обычные могилы, участок для которых расположен на общем кладбище. Во времена царской России и Империи для правителей и членов их семей возводили усыпальницы, но никогда захоронения не являлись чем-то поистине масштабным. Именно поэтому мавзолей В.И. Ленина на Красной площади кажется чем-то не совсем обычным.
Почему же для одного человека, не царя и не императора, возвели такое масштабное сооружение в самом центре города?
Для начала хотелось бы рассмотреть саму личность Ленина. Российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета народных комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства. В советский период вокруг имени Ленина возник своего рода культ – культ личности. Переименовывались города, поселки и улицы (как бывшая столица Петроград в Ленинград), ставились памятники. И это можно сравнить с культом правителя в таких государствах, как Древний Египет, Месопотамия и Древний Китай. А ведь именно там можно найти невероятные по своим масштабам захоронения местных правителей. Более того, тело Владимира Ильича было бальзамировано, что напрямую пересекается с египетской мумификацией фараонов. Из всего этого можно сделать вывод, что строительство такого мавзолея именно для В.И. Ленина было оправданным.
В январе 1925 г., незадолго до первой годовщины смерти Ленина, в газете «Известия» было опубликовано постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР «О конкурсе 1 ступени проектов на сооружение монумента – постоянного Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в г. Москве». Конкурс был заявлен как всенародный, и в нем мог принять участие любой человек независимо от наличия профессионального образования. Но из всех проектов бы хотелось подробнее рассмотреть два из них: конкурсный проект Шехтеля и реализованный проект Щусева.
В основе проекта Шехтеля лежит египетская пирамида. Она опирается на массивные, словно придавленные ею колонны с дорическими капителями, которые отсылают нас к древнегреческим храмам. Вполне возможно, что нижний ярус является интерпретацией римской «арочной ячейки» (аркады), которую архитектор выполнил с измененными пропорциями и отсутствием колонн и пилястр.