КНИЖНЫЙ КЛУБ
Смерть и жизнь больших американских городов
Джейн Джекобс
«Множество стоящих многоэтажек — это не город».

2022 год мы начали с осмысления города и городской жизни. Книга Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов» описывает город как сложную экосистему, состоящую из физико-экономико-этических процессов. Джекобс видела большой потенциал в больших городах, ее восхищала насыщенная и разнообразная жизнь улиц. В книге последовательно описываются необходимые условия для поддержания сложившийся городской структуры и предлагаются инструменты для постепенного улучшения. Джекобс критикует стремление градостроителей ХХ века уничтожать существующие районы ради реализации своих абстрактных идей и нереалистичных теорий.


«В одном большом городе за другим гниют именно те зоны, которым, по теории градостроительства, гнить не положено».

Важные моменты книги, которые удалось обсудить на встрече клуба:

- почему нельзя сравнивать планирование малых городов и пригородов с планированием больших городов;
- низкобюджетные проекты как новые центры вандализма и преступности;
- взаимосвязь между наличием наблюдателей и безопасностью улицы;
- тротуар как центр городской жизни, взаимосвязь между наличием наблюдателей и безопасностью улицы;
- четыре условия разнообразия города;
- Город-сад, Лучезарный город, Город красоты – обратная сторона концепций ХХ века;
- бедные территории и ключевое звено «вечных» трущоб;
- влияние автомобилизации на ткань города и необходимые условия для принудительного сокращения личного транспорта;
- плюсы и минусы создания визуального порядка;
- бюро жилищных субсидий как инструмент для адаптивности городского района;
- особенности структуры большого города.

«Финансовые возможности, производительность, тесное взаимодействие талантов — все то, что позволяет обществу делать такие успехи, — все это возникло благодаря нашему объединению в городах и особенно в больших, густонаселённых городах».

Безопасность тротуаров

Улицы больших городов не только обеспечивают движение транспорта, а их тротуары — пешеходные части улиц — не только движение пешеходов. И улицы, и тротуары имеют много других функций, связанных с циркуляцией транспорта и пешеходов.

Чтобы улица большого города была способна выдерживать наплыв незнакомцев и даже повышать с их помощью уровень безопасности, что всегда происходит на успешных городских участках, она должна отвечать трем главным требованиям:

Во-первых, необходимо четкое разграничение между публичным и частным пространствами.

Во-вторых, необходимы глаза, устремленные на улицу, — глаза, принадлежащие тем, кого можно было бы назвать естественными владельцами улицы.

И в-третьих, на тротуаре более или менее постоянно должны быть использующие его люди.

Использование местных парков

Хорошо расположенный местный парк, предназначенный для будничной жизни, может как сполна использовать свои преимущества, так их и растратить. Ясно, что парк, похожий на тюремный двор, не так привлекателен для посетителей и не так взаимодействует с окружением, как парк, похожий на оазис. Но оазисы тоже бывают разные, и некоторые важные условия их успеха не столь очевидны.
В главе говорится, почему одни парки успешны, а другие – нет.

Генераторы разнообразия

Для разнообразия на улицах и в районах больших городов необходимы четыре условия:
1. Район и как можно большее количество его составных частей должны исполнять минимум две первичные функции.
2. Кварталы в большинстве своем должны быть короткими.
3. В районе должны, перемежаясь, идти здания, различающиеся по возрасту и состоянию, включая немалое число старых, чтобы приносимые ими экономические плоды были различны.
4. Необходима достаточно высокая концентрация людей, по каким бы причинам они здесь ни находились.

Проклятье приграничных пустот

Границы участков склонны создавать вдоль себя пустоты, полосы недостаточного использования. Или, говоря по-другому, предельная примитивизация использования городской территории на большом пространстве приводит к примитивизации и на соседнем участке, и эта примитивизация, означающая скудное число пользователей, их целей и намерений, со временем усиливает сама себя.

Трущобы: упадок и подъем

Чтобы избавиться от трущоб, мы должны рассматривать их жителей как людей, способных осознавать свои интересы и действовать в направлении их реализации.

Ключевое звено для «вечных» трущоб — тот факт, что их покидают слишком многие и слишком быстро, а перед этим спят и видят, как бы уехать. Именно это звено необходимо разорвать, если мы хотим, чтобы какие-либо иные усилия по ликвидации трущоб или преодолению трущобного образа жизни имели хоть малейший успех.

Эрозия городов или отсев автомобилей

Хорошие транспорт и связь, потребность в которых одна из базовых, очень трудно обеспечить. Главный смысл большого города — в богатстве выбора. Но этим богатством невозможно пользоваться, если перемещение затруднено.

Отсев автомобилей работает посредством создания менее удобных для них условий. Это постоянный, равномерный процесс, постепенно уменьшающий количество пользователей личных автомобилей в городе и помогающий городу становится более удобным.

Какого рода задачу ставит перед нами большой город?


1. Думать в категориях процессов.
2. Рассуждать индуктивно, идя от частного к общему, а не
наоборот.
3. Искать «неусредненные» ключи к решению, связанные с весьма малыми величинами, но проливающие свет на то, как функционируют более крупные и более «усредненные» величины.






Морозова София
Автор
Марина Солодовникова
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор


Остались вопросы пиши нам
+7 985 028 55 74
info@futurearchitects.ru
Москва, Гранатный переулок 7
Follow
Следите за нашими обновлениями