Интересные факты о маяках мира
Краткий обзор и характеристика.


Введение


«Если есть на свете что-либо надежное, так это свет маяка. В мире есть абсолютные вещи: морские течения и времена года. И то, что по утрам восходит солнце. И то, что маяки светят»
(с) Туве Янссон. «Папа и море»

Введение
Возможно, многие из вас читали в детстве книги о приключениях славных муми-троллей прекрасной шведской писательницы Туве Янссон. Если нет, то у вас есть замечательная возможность прочитать.

В одной из книг «Папа и море» рассказывается о путешествии семьи муми-троллей по морю к маяку. Само по себе приключение кажется авантюрным и опасным, но чего не сделаешь ради мечты.

И я думаю, что многие из вас тоже мечтали или мечтают побывать на маяке, а может, даже работать. Сегодня я хочу выделить несколько, на мой взгляд, интересных и необычных вышеназванных сооружений и рассказать об их истории.

Кстати, почему я вспомнила детскую книгу? Дело в том, что одним из собирательных прообразов сооружения в книге является маяк Седершер, который мы и рассмотрим первым.


Маяк Седершер
Начнем с определения.

Маяк – это башня с сигнальными огнями на берегу моря, чаще всего на острове, для указания пути судоходным средствам. Береговой маяк – это капитальное сооружение.

К сожалению, планов рассматриваемых мною маяков в свободном доступе нет, но на сайте pinterest.ru можно изучить планы и схемы различных маяков. Основу составляет капитальная башенная конструкция, чаще всего из каменных материалов, круглого, но иногда и многоугольного сечения с более широкой частью внизу и, как правило, узкой в высшей точке. На верх маяка, к помещению с сигнальными огнями, ведет винтовая лестница с центральной опорой.

Каждый ярус маяка должен быть освещен, поэтому имеет проемы. (См. фото ниже).


Маяк Седершер
В 1911-1917 г.г. система маяка была русифицирована, и им управлял русский смотритель
Конструкция маяка круглого и многоугольного сечения. Планы, фасад и разрез.

Давайте поближе познакомимся с маяком Седершер. Данное сооружение было построено в 1862 году. Его было решено возвести вблизи открытого моря, где с острова Маттландет (что на Балтийском море) его свет был виден на расстояние 15 морских миль (27 км). Предварительные чертежи создал Альберт Эдельфельт, отец знаменитого художника. Изначально его планировали построить из гранита, но что-то пошло не так, и оставшуюся часть выкладывали уже из кирпича. После рядом появился красный домик смотрителя, а также постройки, где жили ученики смотрителя с семьями. В 1876 году на территории острова была построена сауна, которая скрашивала досуг работающих на маяке людей. Что примечательно, она сохранилась и на данный момент является объектом для посещения туристов.

Позже в конструкции маяка были замечены недочеты: во время шторма маяк шатался, а кирпичная стена опасно изгибалась. Для укрепления маяка соорудили своеобразный корсет из стальных шпал, обручей и бетона, угроза обрушения отступила.

В 1911-1917 г.г. система маяка была русифицирована, и им управлял русский смотритель.

Дом хранителя перенесли на более крошечный и уютный остров, Бастуландет, ныне соединенный с главным островом веревочным мостиком.

В военное время здесь был разбит лагерь для военных солдат и медсестер, но на остров так никто и не напал.

Маяк прослужил мореплавателям до 1989 года. После этого его огни погасли. Судоходство в этом регионе развилось и изменилось настолько, что маяк больше не имел существенного значения с точки зрения безопасности. Острова Маттландет и Бастуландет превратились в заповедную зону, закрытую для посещений: побывать на маяке можно лишь в короткий летний период с полуторачасовой экскурсией.


Маяк Святой Екатерины
Один из старейших в Британии, на самой южной точке английского острова Уайт расположился Маяк Святой Екатерины. Отвечает он за навигацию в водах Англии и Уэльса. Впервые маяк установили в 1323 г. по приказу папы Иоанна XXII после того, как поблизости сел на мель корабль, везший груз для Ватикана.
Фото первого маяка
Сегодня это восьмиугольные остатки строения, в простонародье называемые «перечницей». А в 1785 году начали строить еще один маяк, но не закончили, так как место, выбранное на холме, постоянно окутывал туман. Строение получило неофициальное название «солонка».

Новый маяк возвели в 1838 году. Башня была шестиугольной формы и высотой около 40 м. Первая лампа имела 4 концентрических фитиля и была установлена внутри большой фиксированной диоптрической линзы. Свет проходил через 250 зеркал. Первый раз лампу зажгли 1 марта 1840 г. Однако «большой» не всегда означает «качественный»: свет от лампы часто не мог пробиться сквозь плотный туман, и в 1875 г. башня была уменьшена на 13 м. Именно такой, какой она стала после перестройки, мы и можем увидеть ее сегодня.

В 1866 г. маяк Святой Екатерины обзавелся противотуманным сигналом Даболла.

В 1997 г. маяк полностью автоматизирован.

Сегодня маяк – третий по величине мощности среди Trinity House (официальная организация, отвечающая за навигацию в Англии, Уэльсе и др. британских территориальных водах). Дальность его свечения составляет 25 морских миль (46,3 км). Высота света над уровнем моря – 41 м.




Фото маяка. Наше время.


Морская башня
Это самый высокий береговой маяк в Японии, расположенный в крупнейшем портовом городе Йокогаме. Yokohama Marine Tower (Йокогамская Морская башня) была открыта в 1961 году в честь 100 - летия основания порта Йокогамы.


Высота башни – 106 м (это 346 футов), официально — это самая высокая башня-маяк в мире. (Признано книгой рекордов Гиннеса)
В 2006 году ее закрывали по причине финансовых трудностей, но городские власти выкупили и отреставрировали ее, позже нашлась компания по ее управлению. В 2009 году она снова заработала.

Круглый стальной каркас башни окрашен снаружи в серебристый цвет, а внутренние конструкции – в оливково-коричневый. Свет маяка силой в 600 тысяч свечей, видимый на 360 градусов в радиусе 40 километров, вспыхивает в темноте каждые 20 секунд попеременно красными и зелеными лучами.

Первоначально светился и ствол башни, в зависимости от сигналов маяка: красным и зеленым светом, но с мая 2009 года свет ствола белый.

Башня имеет 30 этажей, из которых открыты 6 этажей, в них сейчас расположены: ресторан, кафе, магазины, а также вход в обсерваторию и музеи.


Вид на морскую башню в Йокогаме




Маяк Лантерна
Cимвол Генуи, старейший маяк в Генуэзском порту, построен в 1128 году из кирпича. Достигает в высоту 76 метров, имеет 375 ступеней.


В XII веке за содержание маяка Лантерна взимался налог с кораблей, заходивших в генуэзский порт. В 1400 году маяк Лантерна недолгое время использовался в качестве тюрьмы.

Во время войны Генуи с Францией в начале 16 века маяк Лантерна понес значительный ущерб и после реконструкционных работ получил тот облик, который и дошел до наших дней.


Также для обслуживания хозпостроек возведены конюшни, бани, теплицы скотного двора и прочего; был спроектирован водовод, который впоследствии пережил войну, разруху и революцию
В 1913 году были проведены реконструкционные работы на маяке, но электрика была сделана неудачно и потребовала переделки еще и в 1936 году.

В настоящее время маяк Лантерна используется и по своему непосредственному назначению итальянским флотом, и с 2006 года как музей славной истории генуэзского порта, в котором можно познакомиться с уникальными экспонатами морской навигации.


Вид на морскую башню в Йокогаме




Маяк на острове Вьерж. Франция.


В 1897 году на острове Вьерж, появился один из самых красивых маяков. Является самым высоким в Европе – 82,5 м. Количество ступеней составляет 365.

Примечателен маяк тем, что его внутренняя отделка выполнена из голубого опалина.

Эта мера была принята из-за того, что опалин устойчив к образованию коррозии, он является очень прочным и устойчивым к перепадам температуры минералом.

Неподалеку от него можно заметить еще один небольшой маяк, который был построен на 50 лет раньше.

Ныне маяк является действующим, и его посещает много путешественников.

Прибрежные воды изобилуют скалами, мелководными зонами и течениями, от неожиданного столкновения с которыми мореплавателей уже более ста лет защищает маяк на острове Вьерж.


Вывод
Почему я не стала писать историю возникновения маяка, как сооружения в целом?

Потому что моей целью было показать вам, что каждый маяк уникален по-своему, у него собственная история появления, свой шарм и самобытность. Также важную роль играет место его нахождения; отсюда и разнообразие внешнего вида.

Конечно, это лишь небольшой список из огромного количества этих необычных сооружений в мире. К примеру, в США их насчитывается более 50-и. И это те, что имеют высоту более 30 метров. Немало их и в России, к примеру, на Черноморском побережье (Херсонесский, Тарханкутский) или в Балтийском море, Финском заливе.

Необходимо помнить, что, если многие маяки раньше служили навигацией для многих судоходных средств, в наше время они также являются важными объектами как в воде, так и на суше. Жаль, что многие из них подчиняются времени, превращаясь в обломки, когда-то будучи важным объектом для человечества.

А для моряков, отправляющихся в длительное путешествие, увидеть свет маяка словно увидеть огонек надежды, оповещающий им, что все будет хорошо.



«Маяки – святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав»
Константин Паустовский

Список используемой литературы и источников информации:

1. Yle.fy (mayak-sedersher)

2. Womanadwice.ru (mayak-svyatoy-ekateriny)

3. Edo-tokio. Livejournal.com

4. Tonkosti.ru

5. Orangesmile.com



Виктория Табакаева
архитектор,
35 лет
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор

Follow
Следите за нашими обновлениями