Для начала выявим характерные особенности, присущие национальной культуре Японии. Традиционная японская культура — это сложная, динамичная система религиозно-философских, эстетических, этических, социальных представлений и ценностей, которые, несмотря на некоторые трансформации и видоизменения, стали органичной частью «картины мира», задали базовые параметры для национальной идентификации и оставались доминирующими вплоть до реставрации Мэйдзи (1868-1911), положившей начало модернизации устоявшегося образа жизни [1] . Человек в традиционной японской культуре стремится гармонично сосуществовать с природой, а не покорять ее. Синтоизм — древняя религия японцев, связанная с обожествлением окружающей природы, поклонением небу, солнцу, звездам, горам, камням, деревьям, цветам и кустам. Другая культурная характеристика японцев — тяготение к замкнутому пространству [2] . Именно это нашло свое отражение в архитектуре.
На архитектуре Японии сильно сказалось влияние китайской культуры и ее заимствования в архитектуре: это и характерная форма крыши, выбор строительных материалов (дерево), базовая планировочная единица (в Китае – сыхэюань). Но отличие от китайского стиля состоит в том, что для типично японских сооружений характерна асимметрия (тогда как в Китае повсеместно используется симметрия и выделение центральной оси). Предельная простота конструкций, стандартные детали (стойки, татами, сёдзи и т.д.) обусловлены наличием модуля, а пространство подвержено трансформации. Помимо этого можно выделить следующие пространственные характеристики: пустота, промежуток, тень [3] . Именно они прослеживаются в архитектуре не только Средних веков, но и Новейшего времени. Пустота в Буддизме представляется субстанцией, которая примеряет противоречия и не имеет негативной окраски. Она является началом сущего, значит, формы также заключены в пустом пространстве. Поэтому пустота может влиять на эмоции и чувства. Этим можно объяснить и пустоту помещений в здании. Промежуток - некая связующая зона, которая может придавать ритм и паузу композиции. С его помощью удавалось достичь «абсолютной гармонии». Галерея, прихожая – примеры «промежуточных зон». Промежуточная зона прежде всего характеризуется своей затемненностью. Тень является обязательным наполнением традиционного дома и основной качественной характеристикой галереи. Главная смысловая нагрузка в данном случае делается именно на пустом теневом пространстве. «Будь то дворец или дом простолюдина, безразлично, – в их внешнем контуре прежде всего бросаются в глаза большая кровля, крытая в одних случаях черепицей, в других соломой, и густая тень, таящаяся под нею. Под их карнизом даже среди белого дня бывает темно, словно в пещере: вход, двери, стены, балки – все погружено в густую тень… Строя себе жилище, мы, прежде всего, раскрываем над ним зонт – кровлю, покрываем землю тенью и уже в тени устраиваем себе жилье». [4]
Теперь рассмотрим и проанализируем современные примеры японской архитектуры.
Хироши Накамура – японский архитектор. Он родился в 1974 г. в Токио и получил диплом магистра в 1997 г. Затем он работал на известного японского архитектора – Кенго Кума и в 2002 г. основал свою студию. В какой-то степени, именно работа с Кенго Кума повлияла на дальнейшую деятельность Накамуры. Кэнго Кума поставил задачу возродить традицию построения японских домов и помочь заново осознать и интерпретировать эти традиции в XXI веке. Он отстаивает точку зрения, согласно которой здание не должно вступать в конфликт с окружающей средой и доминировать над ней. Хироши Накамура продолжает этот путь. Для него основополагающими принципами являются, в первую очередь, базовые принципы японской архитектуры (пустота, промежуток, тень), а также слияние архитектуры с природой. Он не делает здание доминантой в среде, а плавно встраивает его. Также он продолжает по-новому интерпретировать старые традиции, как, например, в проекте павильона на кладбище. Он проектирует практически круглую крышу, но с большим свесом (1,35 м), как в традиционной архитектуре, которая напоминает национальную японскую широкополую шляпу «амигаса».