ltlarchitects.com

Сказочная Архитектура: Рапунцель

В продолжение рассуждений об архитектуре в сказках и легендах писательница Кейт Бернхеймер проводит исследование башни Рапунцель из одноименной сказки.
https://doi.org/10.22269/111222

Сказочная Архитектура: Рапунцель

Авторство: Kate and Andrew Bernheimer, "Fairy Tale Architecture: Rapunzel," Places Journal, December 2011. Accessed 24 Apr 2021

Брат и сестра, архитектор Эндрю Бернхаймер и писательница Кейт Бернхаймер, работают над серией статей, где различные архитекторы исследуют связь между внутренней структурой сказок и творческим царством архитектуры.


Рапунцель

За всеми знакомой фразой «Рапунцель, Рапунцель, спусти свои косы» скрывается сложная история, которая менялась много раз за сотни лет. В ранних версиях этой сказки бездетные муж и жена готовятся к рождению своего первенца. Во время беременности женщине так захотелось попробовать листьев колокольчика-рапунцель (также известного, как колокольчик репчатый), что ее муж отправился в запретный огороженный стеной сад, потому что только там можно было найти это растение. Но мужчина был пойман хозяйкой сада, которая оказалась старой ведьмой. Она разрешила ему собрать цветы, но только в обмен на то, чтобы ребенка после рождения отдали ей. Новорожденную девочку ведьма забрала в свой дом, а кода той исполнилось двенадцать - заперла Рапунцель в башне. Каждую ночь ведьма приходила и пела девочке, расчесывая ее волосы.

Несколько лет спустя один принц находит башню Рапунцель в лесу, и девушка спускает косы, чтобы он поднялся наверх. Молодые люди влюбляются друг в друга и через некоторое время решают сбежать вместе. (В ранних версиях упоминалось, что Рапунцель не могла выбраться из окна из-за слишком тесной одежды - девушка была беременна!) Конечно, их план не срабатывает: ведьма изгоняет Рапунцель в безлюдную пустыню, а принцу остается бродить по миру в её поисках. В других версиях ведьма отрезает Рапунцель волосы и свешивает отрезанные косы из окна башни. Когда принц приходит к башне и поднимается по ним наверх, он сталкивается лицом к лицу с ведьмой, а не со своей возлюбленной.

Как и во многих сказках, история заканчивается благополучно - воссоединением Рапунцель и принца после всего пережитого. Некоторые авторы продолжают повествование, чтобы рассказать о злой ведьме, навсегда запертой в башне. Так что, хотя сказки часто ассоциируются с историями со «счастливым концом», на самом деле многие из них предписывают ужасную судьбу для какого-то ужасного существа. Это делается скупым и резким языком, оставляя читателя наедине с застывшим образом, возможно, ведьмы, держащей длинную отрезанную косу.




All images by Guy Nordenson and Associates.
https://doi.org/10.22269/111222

Башня Рапунцель стала символом как заколдованного, волшебного дома, так и ужасной тюрьмы, из которой все же возможно сбежать. Человеческое сердце преисполнено желанием и тоской, что однажды так же вырвется наружу. Поэтому сложное эмоциональное многообразие этого пространства является частью его давней привлекательности.

- Кейт Бернхеймер

Два вопроса Гаю Норденсону и партнерам от Кейт Бернхеймер

- Как вы определили главное пространство этой сказки?

Вне всяких сомнений, башня в «Рапунцель» была ключевым местом произведения.

- Каковы ключевые элементы вашего проекта и как они проявляются?

Как инженеров-строителей нас сразу же привлекла «башня, которая стояла в лесу и не имела ни двери, ни лестницы, а только крошечное маленькое окошко на самом верху», показанную в «Рапунцель» братьев Гримм. Мы обратились за вдохновением к нашему предыдущему проекту радиовещательной башни "Семь стеблей" (https://www.nordenson.com/projects/seven-stems-broadcast-tower). В проекте мы смогли удовлетворить строгие требования братьев Гримм, используя тонкую конструкцию башни из вертикальных цилиндрических стержней, соединенных прерывистыми выносными опорами с усиленной площадкой на самом верху и местом для длительного заточения Рапунцель.


All images by Guy Nordenson and Associates.
https://doi.org/10.22269/111222
Гай Норденсон - инженер-конструктор и профессор школы архитектуры Принстона, США. Благодаря его работе были реализованы такие значимые проекты, как Музей современного искусства в Нью-Йорке (арх. Танигучи), Юбилейная церковь в Риме (арх. Ричард Мейер), здание Блоха (бюро Стевена Холла) и множество других.

В проекте башни Рапунцель архитектор следовал канонам сказки, используя законы физики и точный расчёт. В результате получился яркий, но вполне реализуемый проект, продуманный до мелочей. Например, архитекторы точно рассчитали длину косы Рапунцель и ее предпочтительную конструкцию, возможный способ крепления косы – сложный узел вокруг ствола дерева. Колючие кусты у основания башни должны быть достаточно густыми, чтобы предотвратить доступ к башне для влюбленных принцев. Также прочность конструкций должна быть рассчитана с учетом веса принцессы и чародейки. Еще на одном из слайдов можно рассмотреть схему расчета приложенных сил к волосам Рапунцель во время взбирания по ним принца и возможное отклонение башни в результате нагрузок.


Ястребова Екатерина
Архитектор, 22
ННГАСУ
Переводчик
Бадыгова Татьяна
Редактор


Остались вопросы? Пиши нам
+7 985 028 55 74
info@futurearchitects.ru
Москва, Гранатный переулок 7
Follow
Следите за нашими обновлениями