FA interview
Politecnico di Milano
"Закончил стажировку, поехал на месяц в Рим отдыхать и там понял, что без Италии жить не могу"

часть 2
Кирилл Донской;
выпускник бакалавра МАРХИ 2021;
студент Politecnico di Milano, магистратура 1 год.

FA: Ты все равно будешь как-то пытаться остаться в Милане после магистратуры? Или все-таки хотел бы быть более международным профессионалом и работать как в Европе, так и в России? Или есть желание устроиться в какое-то определённое бюро?

K: Милан – это в принципе уже международный город, в котором существуют международные бюро, работающие по всему миру. Допустим, «Renzo Piano»1 сейчас закончило работать над ГЭС-2. Пожалуйста, вот они здесь у нас в Генуе проектировали все это дело. Politecnico di Milano – это как раз тот институт, который закончил Ренцо Пиано2 . И в этом году закончилась реконструкция архитектурной площади. То есть у нас тут целый огромный кампус архитекторов с множеством зданий. Это как маленький такой городок, отдельно от других специальностей PoliMi. И Ренцо Пьяно предложил свой проект, даже не предложил, а подарил проект реконструкции. Построил новый кампус, отреставрировал площадь и все остальное.
Поэтому связь итальянских архитекторов с проектным миром, в том числе и с Россией, достаточно сильная. Я думаю, что если захотеть, то все получится. И для этого особо не надо еще раз куда-то переезжать, потому что, как я уже говорил, Милан – это международный город.
1 RPBW ARCHITECTS - Renzo Piano Building Workshop, международная архитектурная компания с офисами в Париже и Генуе.

2 Ренцо Пиано (итал. Renzo Piano; род. 14 сентября 1937, Генуя, Королевство Италия) — итальянский архитектор, постмодернист.
FA: А в принципе Politecnico di Milano как-то помогает с трудоустройством своим выпускникам? Или у бюро есть большой спрос на выпускников? Или вы уже сами как-то барахтаетесь по итогу?

K: Для меня вот эти все вопросы с трудоустройством всегда сопряжены с желанием человека. Если он может что-то показать, то всегда найдет работу. Если он закончил даже PoliMi, но все эти годы пропустил всю информацию мимо ушей, то PoliMi предложит, у него очень много связей с различными компаниями. Но безусловно это не будет никакой «Renzo Piano» или какое-то другое большое международное бюро. Это будет мелкая архитектурная фирма с маленькой зарплатой. Поэтому нужно все-таки опираться на самого себя, а не на институт.
Новый архитектурный корпус
PoliMi

FA: А вообще разрешают подрабатывать во время учебы, как, например, у нас делают многие?

K: Здесь есть ограничение – 20 часов в неделю официально. Ты учишься, и параллельно твой босс, тот, кто тебя нанимает, может позволить тебе работать по документам 20 часов в неделю. Но я не знаю, кто-то находит варианты и неофициально дорабатывает еще часы для себя. В принципе, все тот же самое, что и в России.
FA: На сколько я знаю, это скорее визовое регулирование в какой-то степени?

K: Да, это так. Вот я сейчас получил временный вид на жительство и, по сути, становлюсь временным резидентом европейского союза на время обучения. И как я понимаю, это гораздо проще для тех людей (наличие этого документа), которые берут тебя на работу, чем если бы ты просто приехал и хотел работать в Европе как обычный гражданин РФ. Поэтому многие и едут за этим учиться в Европу, чтобы использовать это как предлог для переезда сюда. Очень удобно.

Ведь здесь специфика обучения заключается в том, что ты можешь растягивать обучение. Допустим, если официально весь процесс занимает два года, то магистратуру можно растягивать до пяти лет, и никто тебя не отчислит. Тут нет такого понятия, как "отчисление за неуспеваемость". Могут отчислить за списывание, это да. Здесь очень жестко к этому.

Вот недавно я столкнулся с тем, как на студии реконструкции преподаватель поймал студентов на списывании. Люди просто полностью скопировали работу прошлого года и презентовали ее. На следующий день во время экзамена, сохранив интригу, преподаватель подробно разобрал их работу, создал свою огромную презентацию. Можете себе представить: слева была работа прошлого года, а справа их работа. И она обвела стрелочками, сделала какие-то указатели, что именно и откуда, куда они украли - описала все. Примерно полтора часа она все это рассказывала, сказала, что это стыд для политехнического института, и вот за это их хотят отчислить. Со списыванием здесь все серьёзно.

А если ты просто не сдаешь экзамены и решил их отложить, то никто тебя за это не отчислит. У нас такого, по-моему, нет в Москве. Я не помню, чтобы я откладывал что-то на потом. Какой-то всегда был стресс от того, что нужно сдать все и сразу.

Вот у меня есть подруга, она до сих пор числится студентом, уже работает, занимается своей карьерой, замуж вышла, но до сих пор является студентом института искусств Brera3 . И никто ее не отчислит оттуда, потому что она просто не до сдала экзамены, и если захочет, то может вернутся туда. По-моему, по истечению трех лет у нее есть еще три года, когда она может вернутся. А если не вернется, то тогда ее просто вычеркнут из списков студентов, потому что они же не могут копить студентов вечно, иначе у них будут огромные списки. Но возможность они такую дают.

3Академия изящных искусств Брера -государственное высшее учебное заведение (академия изящных искусств) в Милане
FA: Расскажи, пожалуйста, про микроклимат в институте, комфорт. Есть ли библиотеки, современные аудиторию с оборудование, как происходит печать проектов?

K: Вот то, что я рассказывал про проект «Renzo Piano» очень в тему. По сути, я приехал в этом году и для меня лично открыли новый корпус, новую площадь. Были полностью оборудованы архитектурные кампусы, там есть и бесплатные мастерские с 3D принтерами, и лазерные принтеры, и какие-то безумно красивые общественные пространства. Очень много возможностей, все очень красиво, главная площадь с очень хорошим озеленением, high quality facilities, так сказать.
Мастерская
FA: Звучит очень заманчиво!

K: Да! Поэтому я хожу и прям наслаждаюсь, потому что друзья, учившиеся в предыдущие годы, говорят, что все обучение прожили в стройке. Вот мне подруга по проектной студии рассказала, что она пять лет обходила этот архитектурный кампус со множеством зданий, потому что здесь все было в строительных лесах, все было завалено, и они ходили с какого-то заднего хода со двора. Сейчас здесь красота безумная. Я иногда выкладываю у себя в Instagram.
FA: Расскажи, какая система оценивания в вашем институте?

K: У нас здесь 30-ти бальная система. Если набираешь меньше 19 баллов – не сдал, если выше – сдал. По-моему, с 24-х или 25-ти уже начинается «4», а все, что между 19 и 24 – это «3». Еще здесь есть понятие кредитов: у каждого предмета есть свой вес. У нас в Москве то же самое, просто нам никто об этом не говорит. В конце просто подсчитывают статистику и по итогу сообщают какую-то эфемерную цифру, и никто не понимает, откуда она взялась. Допустим, проект стоит 10 кредитов, а какая-будь студия по инженерному оборудованию будет стоить 6 или 4, и твоя задача по итогам обучения набрать определенное количество этих кредитов.

Например, за два года магистратуры мне нужно набрать около 120 кредитов. Следовательно, мне нужно закрыть столько предметов, чтобы в сумме они набрали 120. Если они все закрыты и кредиты получены, то ты получаешь диплом. Вот такая история.

FA: Я слышала, что если ты не сдаешь какой-то экзамен, то обязан его еще раз брать на следующий семестр и изучать заново?

K: Здесь есть понятие важных, обязательных предметов, которые ты должен закрыть. Если ты не закрываешь по ним экзамены, то ты еще раз берешь их в следующем семестре. Но если ты не сдаешь другие экзамены, которые не входят в перечень обязательных, то ты можешь закрыть их позже. Это вот то, о чем я говорил: что обучение люди продлевают до пяти лет. То есть если они не закрывают какие-то предметы, то не могут закончить институт, пока их не закроют за все эти годы. Вот так.

А еще важный момент, о котором, я думаю, нужно сказать. С этого года ввели новый закон, даже не то, что закон, а решение самого PoliMi. Студенты, обучающиеся на английском, по окончании института должны сдать экзамен по итальянскому. Если ты хочешь получить диплом, то будешь сдавать экзамен (это похоже на TOEFL или на IELTS) от института, он внутренний. Ты закрываешь экзамен, и только после этого тебе выдают диплом. Если ты не сдал, то диплом тебе не выдадут до тех пор, пока ты его не сдашь. Это вот с этого года ввели, т.е. мои друзья, которые заканчивали раньше институт или заканчивают на год раньше, чем я, его не сдают. Так что людям, которые поступают, это важно знать. Помимо всех предметов ты должен еще и итальянский выучить.
Я думаю, это было сделано, потому что Италию считают каким-то пересадочным пунктом. Люди приезжают, учатся 2 года (а образование здесь очень хорошее), но работать не остаются. Италия сейчас находится в экономическом упадке, у них кризис, и поэтому все-таки самые лучшие архитектурные бюро в той же самой Швейцарии. Допустим, «Herzog & de Meuron» – в Швейцарии, в Нидерландах и даже во Франции, главный офис «Renzo Piano» находится в Париже, а не здесь. Здесь это второй офис. Поэтому Италия — это некий такой пересадочный пункт, и они хотят исправить этот момент. Ведь уже зная язык и адаптируясь к жизни в стране, проще остаться тут.
4 Herzog & de Meuron Architekten (сокр. HdeM) - швейцарское архитектурное бюро, открытое в 1978 году двумя уроженцами Базеля, Жаком Херцогом (родился 19 апреля 1950 года) и Пьером де Мёроном (родился 8 мая 1950 года).
FA: Не знаю. Мне кажется, это правильных ход с их стороны. По крайней мере, в любом случае язык будет тебе в плюс для дальнейшей жизни.

K: Да, но я пока не знаю, как это мне аукнется. Я вот уже полгода учу язык и знаю какие-то базовые вещи, но осталось всего полтора года. Не так много, чтобы сдать экзамен на В1. Я понимаю, что можно постараться, но все же это не три и не четыре года, как у тех же бакалавров. А мои полтора пролетят и все, если я, конечно, не буду продлевать обучение, пока не знаю.
FA: А институт не предоставляет курсы для студентов?

K: Институт предоставляет, да, они обязаны, но качество этих курсов оставляют желать лучшего. Потому что очень много студентов в одной группе, и как профессор может уделить внимание каждому? А в языке очень важна практика: вопрос-ответ, вопрос-ответ. Я должен общаться с человеком напрямую, чтобы показывать свой прогресс и свое произношение. А когда ты просто рассказываешь теорию, и студенты записывают ее в тетрадках, никто ничего дома не делает, потому что все же ленивые. Все-таки уже взрослые люди, всем хочется и пожить тоже, да и проект надо делать. Никто особо дома не занимается. Поэтому у меня вот друзья, которые на эти курсы ходят и у которых больше нет репетиторов, они так и не получают обратной связи.
Рабочие студии

FA: А много ли русскоязычных ребят с тобой учится?
K: На самом деле не очень много, я знаю всего пару ребят.
FA: А есть ли какие-то сложности в общении с преподавателями, с однокурсниками? В плане языка и взаимопонимания?

K: Да нет. Это же итальянцы. А я не в Англии учусь. Тут на тебя никто не будет коситься, если ты что-то неправильно произнес или ошибся. Здесь тоже все по-разному. У кого-то хороший английский, у кого-то плохой, у кого-то ну очень итальянское произношение. У некоторых преподавателей очень сильный акцент, да. Но в целом уровень английского достаточно хороший. В Милане. Да и в Венеции, когда я учился, все тоже было суперски.

Хотя английский в Венеции для меня давался сложнее. Первые два месяца было особенно тяжело, потому что я не разговаривал на английском так же свободно, как сейчас. Это же была моя первая практика. Сначала было хорошо, я как бы попал на новую планету, в новый мир. И это было интересно, а потом, спустя месяц, меня немного так опустило на землю. Еще и тоска по родине накрыла. А сейчас уже все спокойнее как-то. И по-русски, и по-английски. И по-итальянски что-то пытаюсь уже говорить, общаться.

FA: То есть в Милане без итальянского тяжело жить, приходится учить?

K: Да! Вот у меня арендодатель говорит только по-итальянски, и когда возникают денежные вопросы, то с ним, конечно, сложно объясниться. Он тебе «capito! capito!», а ты ему «non capito!»5 (смеётся).
5 Capito – с итал. «понятно»; no capito – не понятно
FA: Я «бедный студент», да?

K: Ну да. Конечно, Милан – интернациональный город, и здесь большинство говорит по-английски, но вот все-таки у старшего поколения с этим хуже. Хотя по сравнению с другими городами, допустим, с южной Италией – это Рим, Неаполь – там люди совершенно не разговаривают по-английски. Принципиально даже. Я бы даже сказал, как во Франции. Там, если человек захочет попытаться поговорить по-английски, ему скажут «нет, давай на французском». Такие вот принципиальные люди. А здесь все хорошо. Здесь же рядом, получается, Швейцария, Франция, поэтому приходится как-то общаться.
FA: Я немного перескочу с нашей темы. Получается, университет не предоставляет общежитие и приходится снимать? Или была возможность, но ты решил снимать свое жилье?

K: Я решил снимать. Возможность была, да. Там нужно было предоставить большее количество документов. Но я решил снимать. Для меня это привычнее, потому что я и в Венеции снимал и хочу, чтобы было свое личное пространство. Тем не менее, институт предоставляет такую возможность. Об этом можно подробнее посмотреть на сайте.
Новый архитектурный корпус
PoliMi
FA: А твой арендодатель дает тебе какую-то скидку благодаря тому, что ты студент, или нет?

K: Нет, никаких скидок, просто средняя цена. Я нашел хорошую, приятную мне квартиру и по приемлемой цене.
FA: А далеко от центра? Потому что я знаю, что для Милана 20 минут на метро от центра считается уже очень далеко.

K: Мне повезло, чему я безумно рад, потому что снял квартиру в 8 минутах от метро Дуомо (это самый центр), а пешком до центральной площади вообще 20 минут идти.
FA: Это очень круто!

K: Да, это, получается, центральная часть, недалеко от нового музея современного искусства. Поэтому я безумно рад и цене, и району. Потому что для меня это было важно. В Венеции я жил в не очень благополучном районе и как-то не хотел повторять такой опыт. Решил, что раз уж еду надолго, то точно в хорошее место.
FA: Вот еще тогда такой вопрос про стипендии. Ты говорил, что у тебя она есть, так вот какие условия ее получения?

K: Здесь есть две стипендии: по заслугам и экономическая. Получилось так, что меня приняли в институт раньше, чем я сдал IELTS, и тогда получил письмо от PoliMi, что они не могут дать мне стипендию по заслугам, пока не получат результат IELTS, поэтому я должен был либо подать на экономическую стипендию, либо оплатить обучение. А экономическая стипендия – это когда ты подаешь специальный документ о неплатежеспособности и все подобное, и если регион считает, что ты нуждаешься в этой стипендии, то они тебе ее дают.

А вот со стипендией по заслугам сложнее. Ты должен учиться не просто хорошо, а отлично и сдавать экзамены на очень высокий балл. И если ты не выполняешь все условия, то тебя лишают стипендии безвозвратно. И у меня есть друзья, которые отказывались от стипендии по заслугам, потому что в экономической та же самая сумма примерно.

Новый архитектурный корпус
PoliMi
FA: Есть какая-то система кураторов, которые помогают адаптироваться на первых порах?
K: Да нет, здесь такого нет. Тут институт сам тебе все подсказывает, благодаря развитой онлайн-системы от PoliMi. Тебе просто делается университетская почта, на которую и приходит вся необходимая рассылка по поводу каких-то предстоящих событий. Помню, мне приходило на почту письмо о том, что если вы скучаете по родине, вы приехали один, это ваш первый опыт в Италии, то приходите к нам на наши курсы, семинары, мы здесь занимаемся адаптацией студента, находим вам друзей и т.д.

Я помню, еще был смешной момент, когда мне на почту пришло письмо о том, что если вам не с кем праздновать рождество, то мы даже можем вам предоставить семью для празднования. И вы можете отпраздновать с итальянской семьей.

FA: Если бы PoliMi не существовало бы, то куда бы ты поступал?

K: В Венский институт, Нидерланды, Цюрих, ну и, конечно, в MIT.

FA: Составь, пожалуйста, топ советов для тех ребят, которые уже поступают или думают поступать заграницу.

K: Во-первых, учите язык.

Во-вторых, занимайтесь своим портфолио, это очень важно. Оформляйте его в процессе обучения, еще не закончив институт. Я бы даже сказал, что портфолио - это первый пункт, а язык второй, его всегда можно наверстать.

В-третьих, нужно понимать, чего вы хотите добиться. Например, итальянское образование позволяет потом работать в любых странах Европы, как и в принципе все европейское образование.

В-четвертых, не бойтесь знакомиться с теми, кто уже поступил и заваливайте их вопросами.

FA: Чего бы тебе хотелось после окончания обучения в PoliMi?

K: Поездить по Европе после магистратуры. А вообще, хотелось бы поучиться по обмену в следующем году. У Политеха есть много возможностей для этого, в том числе и система двойного диплома.

Мне было безумно интересно пообщаться с Кириллом на тему его жизни и учебы в Милане! Его рассказ оказался действительно очень захватывающим и вдохновляющим.

Специально для Вас оставляю полезные ссылки на социальные сети Кирилла, а также на его портфолио. Ну а в будущем вас ждет еще много интересных историй, так что не пропустите!


Александра
Автор

Вам может быть интересно!

Шибаева Александра
студент-архитектор, 5 курс
22 года
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор

Follow
Следите за нашими обновлениями