FA interview
Technische Universität Berlin
"Я учился год по обмену в Италии: полгода в Politecnico di Milano и полгода в Венеции, в Istituto Universitario di Architettura di Venezia"

часть 2
ФЁДОР ТОРГАШЁВ;
ВЫПУСКНИК БАКАЛАВРИАТА МАРХИ 2021;
СТУДЕНТ ПО ОБМЕНУ В IUAV И POLIMI;
СТУДЕНТ TECHNISCHE UNIVERSITÄT BERLIN, МАГИСТРАТУРА 1 ГОД.
FA: Какие условия есть для учебы, и можно ли совмещать её с работой?

Ф: Опять же, все зависит от личного распределения времени. Я думаю, что да, безусловно можно. С точки зрения бюрократического процесса конкретно в Германии студент имеет право работать 20 часов в неделю и получать зарплату по минимальной налоговой ставке. Но, опять же, это личный выбор каждого. К примеру, я не работал в зимнем семестре, в отличие от текущего, потому что он достаточно насыщенный, и я взял большое количество дисциплин, чтобы освободить дальнейшие семестры ближе к диплому с целью получить возможность углубить практический опыт.

При этом в группе много студентов, которые работают парт-тайм. Кто-то работает на достаточно технических должностях, в рабочке или в BIM-е. Все же достаточно сложно креативить полдня на работе и полдня в универе.

FA: Они работают как стажеры или как младшие архитекторы? Или это зависит от студии?

Ф: По опыту могу сказать, что есть большая разница между тем, что написано в договоре и чем ты занимаешься на самом деле. И в договоре есть такая должность, как работающий студент. Можно сказать, что это аналогично позиции младшего архитектора.

FA: Вопрос по поводу условий учебы. Предоставляет ли ВУЗ мастерские с оборудованием, оплачивает ли он печать? Если предоставляет оборудование, то на каких условиях?

Ф: Да. Я учился в трех университетах за рубежом, и везде были мастерские. Очень хорошие были в Венеции, но ими нельзя было воспользоваться из-за коронавируса. В Милане есть достаточно большая лаборатория с большим количеством оборудования. Но нельзя просто прийти и пользоваться, надо пройти курс обучения, это должно быть включено в план исследовательского проекта и согласовано с профессорами. В Милане нам даже предоставили и оплачивали часть материалов и печати, так как у всей группы были единые шаблоны, единая бумага, и это было гораздо проще сделать централизованно.

В Берлине тоже есть лаборатории, но сейчас все еще существуют сложности из-за коронавируса.

Technische Universität Berlin
FA: Ты планируешь возвращаться в Россию или продолжать жить и работать в Германии?

Ф: Я планирую работать за рубежом, потому что у меня не было опыта длительной практики в зарубежном бюро, и я бы очень хотел попробовать. Опять-таки, как и с образованием, это сильно отличается от отечественного опыта.


FA: Твой вуз предоставляет помощь студентам по трудоустройству после выпуска?

Ф: Я сталкивался с конкретным разделом на сайте, в кампусе есть офис по содействию трудоустройства. Но, как мне кажется, не стоит сидеть и думать, что ВУЗ подберет мне крутую вакансию и меня трудоустроит. Никто не запрещает подойти к профессору и спросить, какие есть вакансии, рассказать, что лично ты умеешь, чем интересуешься и попросить совет. Чаще всего в ответ можно получить интересную и длительную речь про то, что происходит в сфере, какие-нибудь контакты, имена, к кому можно подойти, с кем можно поработать и поговорить. Такой вот живой, динамичный процесс пребывания в архитектурном сообществе.

FA: У тебя есть какие-нибудь цели, перспективы по учебе?

Ф: Да, я планирую еще раз поехать по обмену. Уже подал заявку, мне ее одобрили. Достаточно много академических возможностей предоставляется университетом, в частности, я подал заявку на программу международного диплома с политехнической школой Мадрида3 и политехнической школой Милана4. И свой учебный план я составил исходя из своей сферы интересов, чтобы глубже погрузиться в процесс интегрирования новой застройки в исторический контекст.

Сейчас я чувствую дефицит знаний. С одной стороны, в практической сфере: как работает европейское законодательство в этой области, какие существуют конкретные конструктивные решения и нормы. И с другой стороны, именно подходы к проектированию.

3Мадридский политехнический институт (исп. Universidad Politécnica de Madrid) — испанский университет, расположенный в Мадриде. Основан в 1971 году в результате объединения различных учебных заведений технического профиля.

4Миланский технический университет (итал. Politecnico di Milano) — самый крупный технический университет Италии.

FA: То есть, ты фактически подал на тройной международный диплом. Это в какой-то степени увеличивает длительность твоего обучения или же укладывается в срок?

Ф: Сложный вопрос. В целом, в тех ВУЗах, в которых я учился, позволяется продлевать свое обучение на один-два семестра. Но мне хотелось бы закончить в фиксированный срок в 2 года. В том числе потому, что я стипендиат и у меня есть условия финансирования. Что касается программы международного диплома, то надо постараться уместить ее в фиксированный срок обучения, что будет весьма непростой задачей. Но посмотрим, что из этого получится.

FA: Я к тому, что у ВУЗа нет требования, что при международном дипломе у тебя должно быть условно два базовых семестра, которые ты обязан отучиться?

Ф: Да, требование есть: в конкретном ВУЗе надо получить конкретное число кредитов, зачетных единиц, но все остальное достаточно гибкое. Просто надо согласовать даты выезда, подписать документы, и в этом ничего сложного в принципе нет.

Берлин и Technische Universität Berlin
FA: Как происходит система оценки и как проходит сессия?

Ф: Сессия проходит в конце семестра, под нее отводится приблизительно месяц или даже два. На экзамены надо регистрироваться отдельно, это не автоматический процесс. Если ты проходишь курс, то сдаешь экзамен. Если понимаешь, что недостаточно готов и недостаточно участвовал в курсе, то можешь его не записывать себе как пройденный. Если этот курс обязательный, то сдачу экзамена можно отложить на следующий семестр или даже на следующий год, это абсолютно нормально. Сессия достаточно гибкий процесс, все на усмотрение студента.

Сдача студии обычно проходит в виде большой презентации, иногда с приглашенными критиками, которые видят проект в первый раз. Чаще всего это какие-то друзья и личные связи профессоров, известные и уважаемые профессионалы, которым большая честь показать свой проект и услышать великолепную критику на него. Поэтому финальная сдача – это даже праздник в какой-то степени. Может быть организована выставка и небольшой фуршет, когда вы всей группой идете пить вино, это приятный процесс.

FA: Насколько реально получить стипендию, есть ли какие-то льготы, и как вообще она выдается?

Ф: Вообще, при обмене внутри Европы существуют стипендии "Erasmus"5 , но МАРХИ по каким-то причинам имеет иные договоры между университетами, поэтому необходимо ехать полностью за свой счет. Как я уже сказал, выбор должен быть осознанным, потому что это сопряжено с большими финансовыми затратами. Касательно магистратуры, на которой я учусь сейчас в Германии, - она является бесплатной, оплачивается только семестровый сбор, который включает в себя сбор на административные процедуры, студенческие организации и на проездной. Кроме того, всегда и везде существует возможность получить стипендию. Я поступал в разные вузы и в разные страны и везде находил перспективные возможности финансирования. Чаще всего существуют государственные стипедии, стипендии от самого университета, а также социальные стипендии, для получения которых необходимо предоставить определенный состав документов (о составе семьи, доходах и т.д.).



5 Erasmus — комплекс стипендиальных программ в рамках Европейского Союза, направленных на повышение мобильности студентов и исследователей в рамках европейского пространства. Программа Эразмус позволяет иностранным студентам и исследователям посетить университет в другой стране и проучиться там от 3 до 12 месяцев.
FA: Внимание обращают на оценки в целом или же смотрят на портфолио?

Ф: Очень сильно зависит от типа стипендии. Есть экономические, для которых требуются исключительно финансовые документы; есть стипендии на основании академических заслуг, для этого необходимо предоставить портфолио, мотивационное письмо, рекомендательное и т.д. Оценивается полноценность заявки, мотивированность студента. Если это стипендии от частных фондов, обычно пишется еще одно, достаточно специфическое мотивационное письмо, в котором нужно объяснить, почему конкретно ты, почему эти люди и этот фонд должны дать тебе деньги. У меня государственная стипендия от немецкого фонда, соответственно пакет документов был стандартным. Портфолио, мотивационное письмо. Иногда проводится собеседование.

FA: Для жизни в стране хватает английского?

Ф: Для образования и решения бытовых вопросов в таких городах как Берлин или Милан его вполне достаточно. Но, например, если бы я не знал итальянского, то не смог бы попасть со своей девушкой в закрытый на реставрацию собор. Ради нас открыли базилику, где мы смогли рассмотреть раннехристианскую мозаику в гордом одиночестве. Ради таких моментов знание местного языка на базовом уровне необходимо. Плюс, когда изучаешь языки, узнаешь какие-то тонкости менталитета, культурные особенности, что тоже очень сильно помогает психологически интегрироваться.

Но что касается работы в Германии, то немецкий язык все-таки необходим. Потому что софт на немецком, коллеги говорят на немецком. Можно выжить и даже работать на английском, но лучше учить местный язык.

FA: Предоставляет ли институт общежитие? Или нужно самим искать?

Ф: Когда я учился, университет предоставлял общежитие. Но нужно понимать, что в крупных городах желающих много, и чаще всего места расхватывают как горячие пирожки. У меня был такой опыт в Милане. Я пытался зарезервировать место в общежитии, но буквально через минуту после открытия портала уже не было свободных мест.

Конкуренция очень большая, и часто приходится искать жилье самостоятельно. Здесь мы уже возвращаемся к языковому вопросу, хотя жилье могут сдавать и не англоговорящие люди. Когда я искал квартиру в Берлине, думал, что это все шутки, когда на просмотр квартиры приходят 50 человек. И вот я прихожу, а там на самом деле 50 человек. И каждый принес с собой папочку с документами, где написан его доход, состав семьи, с кем он будет жить, как будет оплачивать, также надо предоставить отзыв от предыдущего арендодателя и от соседей.

В Италии все было гораздо проще.

Берлин и Technische Universität Berlin
FA: Как преподаватели, студенты относятся к языковому барьеру?

Ф: Для профессоров английский язык тоже неродной, и проблем обычно не бывает. У всех примерно одинаковый уровень владения языком, поэтому никогда не было никаких сложностей. Может быть иногда сложно правильно сформулировать мысль на иностранном языке, но сильного дискомфорта или какого-то шейминга ни разу не видел и не слышал.

FA: Какой софт больше востребован?

Ф: Например, в студии в которой я работаю сейчас, более востребован Rhinoceros. Но никакого навязывания нет, можно работать и с другими инструментами. Все достаточно гибко. Это скорее связано с процессом работы внутри команды. Если вы собрались делать в трех разных программах и не умеете конвертировать, то тут уже надо на берегу договариваться.

FA: Какой совет ты мог бы дать студентам? И топ советов всем тем, кто собирается поступать за границу.

Ф: Во-первых, не надо думать, что ты сейчас уедешь и заживешь прекрасно и хорошо, это не так. Я не знаю, как отвечать на вопросы «что лучше?», «что хуже?», потому что везде есть свои сложности, плюсы и минусы.

Во-вторых, поступать за границу правда сложно, это очень большая работа над собой, своими желаниями. Чтобы это был действительно продуктивный и полезный опыт, надо сначала подружиться с собой. И только потом можно составить действительно продуктивную заявку в университет. Как мне кажется, мотивационное письмо должно быть написано лично тобой и быть очень осмысленным. Я знаю, что существуют услуги написания резюме, мотивационного письма за деньги, и мне кажется, что это крайне неправильно.

Это, пожалуй, то, что я мог бы посоветовать касательно подачи заявки.

И в-третьих, нужно быть готовым к тому, что можно столкнуться с большим количеством сложностей: языковыми, бюрократическими, бытовыми. И ты учишься заново жить. Потому что все может работать совершенно по-другому. И сейчас мы говорим про уютную Европу, с которой мы одного культурного кода, и нам это понятно. Я восхищаюсь людьми, которые берут и едут в Японию, Китай, Сингапур, Чили или Штаты. Если бы я собирался в Штаты, то очень переживал бы из-за языка. В Европе-то он для всех преимущественно иностранный.

Так что надо подготовиться к тому, что это будет большое личное испытание, но в первую очередь это будет интересно, познавательно для самого себя. И опять же совет: не страшно, что можно ошибиться. Что-то может пойти не так, что-то может оказаться не таким, как ты ожидал, но из всего можно извлечь какой-то опыт и даже позитивный. Например, когда я поехал в Венецию, то в Италии начался очень жесткий локдаун, какое-то время вообще нельзя было выходить из дома. Я не знаю, возможно ли повторение таких обстоятельств: абсолютно пустой город без туристов, только местные жители. И увидеть Венецию именно такой, мне кажется, больше не получится. Это, конечно, очень красивая история, но есть и тяжелые, нервные моменты, но в конечном итоге это все про развитие и личный рост. Многие сейчас любят говорить о том, что нужно быть каким-то невероятно продуктивным, высоко личностно и интеллектуально развитым, но, опять-таки, за этим должно стоять личное желание, никем не навязанное.

Вот советы, которые я был бы рад услышать перед своим поступлением.



Мне было безумно интересно пообщаться с Фёдором на тему его жизни и учебы в Венеции, Милане и Берлине! Его рассказ оказался действительно невероятным и интересным.

Специально для Вас оставляю полезные ссылки на портфолио и работы Фёдора из Милана и Берлина. Ну а в будущем вас ждет еще много интересных историй, так что не пропустите!

    Аделя
    Автор


    Интервью было взято 12.02.2022

    Вам может быть интересно!

    Бельгужанова Аделя
    студент-архитектор, 4 курс
    Автор
    Бадыгова Татьяна
    Редактор

    Follow
    Следите за нашими обновлениями