FA interview
Technische Universität Berlin
"Я учился год по обмену в Италии: полгода в Politecnico di Milano и полгода в Венеции, в Istituto Universitario di Architettura di Venezia"

часть 1
Фёдор Торгашёв;
выпускник бакалавриата МАРХИ 2021;
Студент по обмену в IUAV и PoliMi;
студент Technische Universität Berlin, магистратура 1 год.

FA: Привет! Давай для начала познакомимся. Представься, пожалуйста, и кратко расскажи о себе.

Ф: Привет! Меня зовут Фёдор, мне 23, я закончил бакалавриат МАРХИ на кафедре Жилых зданий в группе у Величкина Дмитрия Валентиновича1. Темой диплома была реконструкция кварталов в средневековом ядре Москвы. Я учился год по обмену в Италии: полгода в Politecnico di Milano и полгода в Венеции, в Istituto Universitario di Architettura di Venezia.

Сейчас я учусь в Берлине в Technische Universität на магистерской программе Архитектурные типологии M-ARCH-T.
1Величкин Дмитрий Валентинович, профессор кафедры архитектурного проектирования жилых зданий МАРХИ
FA: Почему именно такой выбор страны, вуза?

Ф: Моё решение скорее было основано на выборе программы, а не страны, города или университета. Я искал достаточно узкое направление с сильным исследовательским началом и изучением передовых, актуальных подходов к проектированию.

Когда я поехал в первый раз по обмену в Милан, то хотел получить новый академический опыт. В целом, я был нацелен уже на конкретную студию, чтобы поработать с профессорами с определенным подходом, который тогда меня очень увлекал.

Когда я поехал в Венецию, то в голове уже была мысль о дипломном проекте МАРХИ, связанным с процессами интеграции новой застройки в историческую, а также консервации, реставрации и реконструкции.

Обстоятельства сложились наилучшим образом: в IUAV есть очень сильная студия, посвященная реконструкции, где я изучал теоретические подходы к консервации и интеграции, а также практические моменты вплоть до детального изучения кладок, конструктивных решений, расчетов и т.д.
FA: Как долго ты готовился к поступлению? Или это было по принципу «пришел, увидел, победил»?

Ф: Нет, всегда нужна достаточно длительная подготовка. В первую очередь, думаю, что необходимо понять для себя, чего хотелось бы достичь и что для этого нужно. Изучать, что происходит, очень много читать и смотреть.

В плане документов процесс достаточно техничен, я не вижу в нем непреодолимых сложностей и проблем, в этом нужно просто разобраться и сделать. Но, по-моему, самое главное – это сделать осознанный выбор.

FA: Когда поступал, у тебя было какое-то портфолио? Каким был процесс поступления?

Ф: Я подавал документы на магистерские программы в достаточно большое количество вузов, и процесс поступления везде был схожий. Пакет документов зачастую стандартный: мотивационное письмо (один из важнейших документов), также часто запрашивают рекомендательные письма. Безусловно, портфолио, но, кстати, не во все вузы; где-то решение о зачислении принимается по мотивационному письму и диплому с транскриптом оценок.



В технический университет Берлина был весьма длительный и сложный отбор. Сначала абитуриенты отсекались по среднему баллу, что, как мне кажется, весьма неправильно. Далее рассматривалась заявка целиком, включая мотивационное, рекомендательные письма, резюме и портфолио. Последним этапом было личное собеседование, достаточно детальное, и после этого сообщалось о зачислении.

Венеция, Istituto Universitario di Architettura di Venezia
FA: Какие есть сходства и различия программ за рубежом и у нас?

Ф: Сравнивать сложно, потому что бакалаврская программа и магистерская – это две разные вещи. В МАРХИ очень сильный, фундаментальный бакалавр. Вас должны научить проектировать, объяснить, что такое дверь, что такое лестница, и как все это чертится правильным образом. А на магистерской программе все это уже нужно уметь, ведь, в первую очередь, вы получаете исследовательскую, научную степень.

Очень сложно сравнивать программы, потому что, по моему опыту, это зависит даже не столько от программ, сколько от конкретных студий, профессоров, конкретного семестра и года обучения. Потому что профессор может менять свой подход и специфику студии буквально каждый семестр. Будут меняться акценты, приглашенные критики, место проектирования.

Пожалуй, главное отличие образования за рубежом в том, что оно крайне гибкое. Можно очень четко увидеть связь между тем, что пишут в научной сфере, что происходит на главных выставках и в учебной программе.

FA: Расскажи подробнее про структуру учебного проекта.

Ф: Это достаточно гибкий выбор, который остается исключительно за профессором, нет никаких жестких образовательных стандартов.

Необходимо подать заявку в конкретную студию к конкретному профессору. Чаще всего в начале семестра предоставляется каталог, брошюры, буклеты курсов, можно сходить на презентации и послушать вступительные лекции, а потом выбрать себе студию.

Иногда бывает, что студия фиксированная и обязательная, как у меня в первом зимнем семестре. Это вводная студия с главой образовательной программы, посвященная методу, который будет использоваться в дальнейшем.

Выбор режима работы остается за профессором: это либо индивидуальная работа, либо работа в небольших группах. Чаще всего принято работать в группах по 2-3 человека, и я считаю, что это прекрасно. Жаль, что в МАРХИ нет такого режима. Все-таки архитектурная практика в дальнейшем – это групповой процесс. И работа в группе в конечном итоге позволяет, иногда через кровь и слезы, прийти к гораздо более осмысленному решению. Потому что это сопряжено с обменом опытом и мнениями. Это особенно интересно на международных программах, где у студентов абсолютно разный культурный фон. Иногда рабочий процесс выстраивать сложно, но, безусловно, результативно и продуктивно.

FA: Получается, эти небольшие группы образуются внутри студии, закрепленной за профессором?

Ф: Да. У меня был опыт, когда в студии от 30-ти до 40-ка человек и, следовательно, 10-15 групп по 2-3 человека. Это комфортный режим для профессора.

Еще одно отличие от МАРХИ заключается в том, что достаточно большой объем работы проводится при консультации с ассистентами. С профессором порой могут быть только важные консультации в контрольных точках, но при этом он находится в курсе всего процесса, так как параллельно ведется обмен между ним и ассистентами.

FA: А есть какая-то условная академическая база тем проектов, которые вы должны выполнить за время вашего обучения? Или профессор сам решает, что бы он хотел сделать со студентами в этом семестре?

Ф: Нет никакой константы. В первую очередь тематика студии интересна для самого профессора. Это вообще может быть его личная научная работа, и он привлекает к ее выполнению студентов. К примеру, у него есть методологический подход, и его необходимо протестировать. Может быть какая-то актуальная проблема в конкретном районе, и профессор решает, что студенты могут предложить свои решения, которые потом могут быть выдвинуты на какие-либо общественные слушания и т.д.

Например, когда я учился в Венеции, мы делали ряд проектов реконструкции для одного из корпусов военного арсенала Arsenale di Veneziа2, который планируется передать Биеннале и сделать там архивные помещения. И мы предлагали ряд идей, которые могут быть использованы, таким образом, так или иначе участвуя в дискуссии о судьбе этих зданий.

Когда я учился в Милане, мы работали в рамках метода, в рамках подхода: восприятие и понимание сути такой городской типологии как «городской угол», понимание принципов построения его морфологии, осмысление методики проектирования в плотной исторической среде европейского города. Участки проектирования находились в Брюсселе и подбирались исходя из того, насколько хорошо они подходят именно методологически: сильно ли отличаются между собой, и какие конкретные задачи нужно решить.

2Венецианский Арсенал — комплексное предприятие для постройки и оснащения боевых кораблей, включающее кузницы, судоверфи, оружейные склады и различные мастерские, основанное в Венеции в 1104 году, для оснащения боевых кораблей, требовавшихся для крестовых походов, в которых участвовала Венецианская республика.


Венеция
FA: Сколько времени уделяется исследовательской части? Учитывая страны, в которых ты учился: где какой подход?

Ф: Все идет единым курсом. Само выстраивание структуры образовательной программы остается за студентом. Это его личное дело, как он выстроит свой курс, какие возьмет интегрированные семинары и дополнительные предметы. Чаще всего студия состоит из нескольких блоков, и это даже отражается в итоговом транскрипте. К примеру, это может быть непосредственно проектирование, а также блок, связанный с теорией или с историей. В Венеции у меня был блок по реставрации и её теории. В Милане был блок, связанный с градостроительным анализом и теоретическими чтениями. Сейчас у меня теоретический блок.

Проектирование происходит как единый процесс. Я бы даже не смог разделить его на части исследования и непосредственно проектирования.

И, как я уже сказал в самом начале, никто не будет сидеть с калькой и планами и думать, как поставить лестницу. Все должны уже уметь это делать.

FA: Какой проект был наиболее интересен тебе?

Ф: Пожалуй, что они все по-своему интересны. То, над чем мы работаем сейчас – это новый подход, что непросто для меня, но я получаю большое удовольствие.

Было очень интересно работать в Венеции, когда сначала здание разбирается до каждого кирпичика, вычерчивается, и уже исходя из этого огромного массива информации необходимо выработать подход к внедрению интервенции. Что сохраняется, что не сохраняется, что видоизменяется, как добавляется новый слой.

Этот опыт позволил мне завершить дипломный тезис в МАРХИ более осознанно.

Venice Arsenale

Build in the built, the archive as statement
Archive of urban layers of Venice
FA: Как ты думаешь, стоит ли на этапе бакалавриата уезжать по обмену?

Ф: Думаю, что если есть такая возможность, и в первую очередь финансовая, то да, это необходимо делать. Я считаю, что во время образования, академической деятельности, очень важно оставаться активным. Быть активным не означает просто куда-то уехать, потому что это круто. Не нужно уезжать, потому что в условном Лондоне, Париже, Милане, крутое образование, а у нас нет. Это совершенно не так. Необходимо осознанно подойти и понять, что именно хочется попробовать, изучать. Это может быть очень непросто, бывают языковые сложности. Надо исследовать, много читать, разговаривать с людьми, писать в соцсетях, и всеми способами собирать полезную информацию.

FA: Как ты думаешь, какая самая удачная комбинация для саморазвития?
Российский бакалавриат и зарубежная магистратура?


Ф: Как я уже сказал, я считаю, что получил очень хороший бакалавр, не жалею и не считаю, что моя академическая или профессиональная карьера строилась бы лучше, если бы я сразу поехал учиться за рубеж. По моему скоромному мнению, выпускники МАРХИ очень хорошо себя проявляют.

Бакалавриат в Европе длится обычно 3 года. Мне кажется, что за 5 лет в МАРХИ можно получить больше опыта. В том числе опыта образования за границей, опыта стажировки, а может даже и нескольких.

Вопрос достаточно дискуссионный, но, думаю, пятилетний бакалавриат в МАРХИ – это действительно хорошее образование и продуктивный период, за который можно успеть очень много всего попробовать. Благо МАРХИ позволяет это сделать.

FA: В твоей проектной деятельность какой процент соотношения ручной/макетной графики и софта? Или это зависит от преподавателя?

Ф: Совершенно верно, это очень четко соответствует избранному им методу.

Например, в Милане мы практически не открывали ноутбуки, работали в ручной графике и в макетах. Это был мой первый проект, в котором не было 3D модели. Все подавалось в макете: экстерьер и интерьер. И кроме того, не просто в макете, а в макете, сделанном руками. Никаких станков, никакой лазерной резки. Потому что с позиции преподавателя прочувствовать городской контекст можно, сделав его исключительно руками. Это наилучший образовательный подход: ощутить тактильно, посмотреть вживую. Мы делали макеты в достаточно крупном масштабе, в него можно было заглянуть и тем самым очень хорошо прочувствовать интерьерное пространство.

В целом, нельзя сказать, что в финальную презентацию было включено много ручной графики, но я не могу представить себе проектирование без карандаша в руке.

По-моему, процесс мысли всегда сопряжен с процессом рисунка, потому что работа архитектора – это постоянный процесс трансляциии мысли в изображение и обратно. Без следа на бумаге это все весьма бессмысленно.



Politecnico di Milano

Всем привет! Это только первая часть нашего с Фёдором интервью. Если вам интересно узнать, как же одновременно учиться и работать, понять, возможно ли снять квартиру в Берлине без знания немецкого, а самое главное - увидеть портфолио Фёдора и больше его работ, то переходите ниже по ссылке на вторую часть нашего интервью.

Аделя
Автор

Интервью было взято 12.02.2022

Вам может быть интересно!

Бельгужанова Аделя
студент-архитектор, 4 курс
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор

Follow
Следите за нашими обновлениями