FA interview
Academie Van Bouwkunst
"В их системе нет постоянных преподавателей и программ, каждый год все меняется"

часть 1
МАКСИМ МИХАЙЛОВ;
выпускник бакалавриата МАРХИ 2021;
студент Academie Van Bouwkunst, магистратура 1 год.

FA: Привет! Расскажи о себе. Сколько тебе лет, где ты учился и учишься сейчас?

М: Привет, меня зовут Максим, мне 23 года. Я закончил бакалавриат МАРХИ. Сейчас учусь в Амстердаме, в Амстердамской академии1.

FA: Расскажи про свой выбор, почему Амстердам?

М: Я выбирал не по стране, а рассматривал программу, условия, цены за обучение, что тоже очень важно. Также изучал несколько американских программ. Решающим фактором стала возможность получить визу. В моем случае получить американскую визу было бы сложнее, т.к. мне уже однажды пришёл отказ. Так что было бы обидно, если бы я уже поступил, оплатил обучение, а визу бы не дали.
1Academie Van Bouwkunst – Академия архитектуры в Амстердаме, основанная в 1908 году.
FA: Не кажется, что ты жалеешь о таком стечении обстоятельств.

М: Вообще да, мне все нравится.

FA: Расскажи тогда о своей программе. Чем она тебе так понравилась?

М: В этой академии есть только магистратура по трем направлениям: архитектура, урбанизм и ландшафтный дизайн. ВУЗ очень экспериментальный, в их системе нет постоянных преподавателей и программ, каждый год все меняется. Это мне и понравилось больше всего. К тому же, обучение длится 4 года, а не два. Это связано с тем, что ты учишься и одновременно работаешь. Работа, кстати, тоже курируется. Каждый год проходит экзамен в формате собеседования, где ты рассказываешь о своем прогрессе, новом опыте, показываешь комиссии проекты. В процессе твой куратор может даже предложить сменить рабочее место, попросить работодателя переместить тебя со стадии концепции уже на проект или наоборот. Главное, чтобы не было застоя. Так что весь процесс нацелен на то, чтобы сделать из тебя архитектора-руководителя.

Academie Van Bouwkunst, внутренний двор
FA: Я слышала о таком подходе, но не знала, что обучение при этом длится 4 года.

М: Все, конечно, зависит от школы, но обучение такое долгое еще и потому, что в конце выдается не только диплом, но и архитектурная лицензия.

FA: Получается, ты параллельно квалификационный экзамен сдаешь?

М: Да, именно поэтому у тебя должен быть опыт работы 4 года.
FA: Почему ты решил уехать, а не продолжить учебу в России?

М: Мне не очень хотелось продолжать учёбу в МАРХИ просто потому, что в магистратуре там очень академичный подход. Плюс, я слышал много разных отзывов, в том числе негативных. Часто говорят о том, что магистратура в МАРХИ отличается от бакалавриата тем, что проект идет с более сложной программой и дольше по времени. К тому же, я не знал, к каким преподавателям идти. Оставаться у тех же не хотелось, несмотря на то что мне очень у них нравилось. Но я не хотел ещё два года делать то же самое. У меня была возможность уехать за границу, и я подумал, почему бы и нет.

FA: Как долго ты готовился, какие были трудности и что было самым сложным в процессе подготовки?

М: Где-то на 2 курсе я задумался о том, чтобы продолжить обучение заграницей. Но к поступлению в Амстердам начал готовиться за год, на 4 курсе. Даже с конца 4-го курса, когда только узнал о программе. Мне нужно было сдать языковый экзамен, и я хотел сделать это за пару месяцев до подачи документов. В тот же момент я собирал портфолио, искал ребят, которые там учатся. К слову, там достаточно много русскоговорящих студентов из России и других стран. Самым напряжным и долгим была подготовка к сдаче английского языка, а в остальном оставалось только собрать портфолио.
Academie Van Bouwkunst, интерьер
FA: Была ли такая штука как мотивационное письмо? И сильно ли оно влияет на поступление?

М: Да, влияет. Не скажу, что я очень долго над ним работал, около недели где-то. Именно в моей школе было важно увидеть у абитуриента уже сформированный взгляд на мир, архитектуру и четкие цели на будущее. Чтобы при разговоре с тобой они видели, что ты понимаешь, куда идёшь, понимаешь суть их школы, подхода. И вот это нужно было в письме как-то передать, раскрыть.

FA: Как я поняла, самая яркая черта в обучении как раз таки то, что оно связано с работой. Помимо этого, есть ли какие-то ещё отличия от МАРХИ?

М: Система МАРХИ всегда была построена на увеличении масштаба проекта, его сложности. Каждый проект примерно одинаково начинается, одинаково идёт, и заканчивается соответственно одинаково. В результате ты получаешь более или менее тщательно проработанный эскизный проект. В Амстердаме все зависит и от преподавателей, и от проекта в целом. В основном, конечно, от преподавателя. Например, сейчас мы проектируем воркшоп, здание, которое объединяет функции воркшопа и галереи. Преподаватели делят нас на 4 группы, и в каждой группе есть свой преподаватель, который по-своему формирует это задание. К примеру, в моей группе мы работаем с деревом и должны начинать свой проект от проектирования каких-то деревянных узлов, конструкций. В другой группе работают с камнем, землёй. Они выезжают на место, изучают почву, смотрят на сложившуюся застройку. Потом думают, как из локальных материалов собрать объект.

Еще перед началом проекта тебе отправляют брошюру, где прописано, что делает каждая группа. И ты можешь посмотреть, что тебе ближе. Мне кажется, это очень здорово. Ты сам в каком-то смысле выбираешь подход. Если тебе он интересен, у тебя появляется шанс его развивать и сохранять. Нет такого, что ты все 4 года работаешь с одним преподавателем и под него подстраиваешься. Как это происходит в МАРХИ, например. Здесь же ты всегда имеешь шанс что-то поменять, попробовать новое.

FA: Ты вот проучился в МАРХИ, тебе не кажется, что мархишный подход более виртуозный, что ли? Проекты скорее фантастические, и ты, глядя на них, не можешь представить, как они будут стоять. Я к тому, что в Европе архитектура более прикладная.

М: Я понял, что ты имеешь ввиду. В МАРХИ тоже многое зависит от преподавателей, кому-то такое не нравится. Но я скажу, что конкретно моё задание больше направлено на понимание материалов, конструкций. Последующие задания могут быть и более абстрактными. Мы однажды проектировали жилой дом, и в одной группе было конкретное задание: спроектировать дом. В какой-то – уже больше на развитие фантазии. И ты опять же можешь выбрать. Даже глядя на дипломные работы, можно заметить, что они все разные. Кто-то проектирует что-то очень космическое, а кто-то сосредоточен на более прикладных аспектах.

FA: По поводу портфолио. У тебя был упор на рисунок, скетчи? Мы разговаривали с одним парнем, он учится в Италии, и там не было такого уклона на рисунок, поэтому его портфолио выигрышно смотрелось на фоне других кандидатов.

М: Они действительно очень любят, когда кто-то рисует, что-то эскизирует. Сами они этого не делают или делают очень плохо. Не так, как ребята из МАРХИ. Поэтому это очень выигрышно. В портфолио я не вставлял никаких рисунков, разве что пару скетчей фоном. Я не делал на это упор, но, возможно, им бы понравилось, добавь я больше ручных работ.

FA: Ты сказал, что во время проекта вы делитесь на группы. Вы все работаете вместе или, как у нас, каждый делает свой вариант на смежную ему?

М: Я задавал такой же вопрос на собеседовании, и мне ответили, что они приветствуют в основном индивидуальную работу. Потому что их задача – воспитать самостоятельных архитекторов, которые в дальнейшем смогут вести свою практику. Они не делают групповую работу над одним проектом. Бывает, что есть один участок и на нем несколько проектов. Но чтобы вчетвером работать над одним объектом – такого у них нет.
FA: Как я поняла, ты поступил на кафедру архитектуры, и раз в семестр вы делаете проект. Эти семестровые проекты объединены какой-то темой? Вот у нас, к примеру, была кафедра жилых зданий, промышленных и т.д. А там вам задание даёт преподаватель, или у вас есть программа в рамках кафедры, университета?
М: Именно такого разделения нет. Я учусь первый год, и, как понимаю, они каждый год придумывают какую-то общую глобальную идею. Как правило, это связано с устойчивостью и прочими вещами в таком духе. К примеру, тема этого года – «Revolution planet». И каждый проект надо как-то связать с ней.
FA: В процессе проектирования какое получается соотношение прикладного труда и цифрового? Есть ли упор на макеты/эскизирование рукой или все сразу идет в работу на компьютере?
М: Всё зависит от конкретного проекта и преподавателя. В прошлом проекте у одной из групп в задании было сразу прописано, что они во время проектирования будут работать с глиной. Каждое занятие они встречались в местном воркшопе и делали экспериментальные модели из глины. Так в конце семестра на выставке с защитой они представили и сопровождающие эскизы от руки, и фотографии. Но основной работой, конечно, считались макеты из глины. У нас вот были планшеты. Вариантов много, но каждый раз есть хотя бы один преподаватель, у которого вы будете работать руками.
FA: Есть проектные мастерские, в которых вы работаете в течение семестра, а как устроен остальной учебный процесс? Есть какие-то обязательные предметы, или вы все сами выбираете? Как все это совмещается с графиком работы?

М: Мы учимся 3 дня в неделю. К примеру, в понедельник вечером лекция, в среду вечером консультация, а в пятницу мы полный день в универе. Основной предмет – это проект. На 1 курсе проводили три лекции, они шли подряд. Первая неделя – одна лекция, вторая неделя – другая и т.д. Посвящены они были архитектуре, урбанизму и ландшафту. Также в пятницу у нас есть два предмета, они для всех разные. Потому что в академию поступают люди с разным бэкграундом. Есть те, кто занимался социологией/дизайном, потом они прошли годовой курс Pre-master там же в академии и поступили к нам. А если у тебя этот предмет уже был, то будешь заниматься чем-то другим. Например, к нам на 1-2 семестр приходил хореограф из другой академии, театральной, и мы как бы вышагивали пространство, что-то фотографировали, делали разные фигуры, в общем, исследовали. Ещё мы работали с художником. Преподавателем была женщина, которая занимается современным искусством, выставки создаёт. И мы с ней занимались материаловедением. Приносили разные деревяшки, пластик и по-разному с ними экспериментировали: резали, сжимали, растягивали. В общем, делали произведение искусства. Потом был предмет, связанный с проектом. Например, наша студия занимается всякими деревянными конструкциями. В мастерских мы работаем с деревом: пилим, режем. А другая группа, которая работает с землёй, прессует кирпичи, давит, разбивают и т.д.

Потом есть элективы (это такой курс, который длится одну неделю). Они проходят два или три раза в год. После окончания семестра есть неделя перерыва, и за это время можно выбрать понравившийся курс. Все элективы разные, в качестве него можно выбрать какой-нибудь воркшоп, длящийся месяц, и сделать там проектную работу. Можно выбрать учёбу по обмену в другом институте в течение семестра. Можно договориться с кафедрой и поучаствовать в каком-нибудь конкурсе/воркшопе не от академии, а найденном лично вами.

Всем привет! Это только первая часть нашего с Максимом интервью. Если вам интересно узнать, возможен ли экзамен в формате собеседования, что делает учебу в Амстердаме такой атмосферной, а самое главное - увидеть портфолио Максима и больше его работ, то переходите ниже по ссылке на вторую часть нашего интервью.

Аделя
Автор

Интервью было взято 10.02.2022

Вам может быть интересно!

Бельгужанова Аделя
студент-архитектор, 4 курс
Автор
Бадыгова Татьяна
Редактор

Follow
Следите за нашими обновлениями